Педагогика

Смольный Институт Благородных Девиц ( 1764 - 1941 )

Смольный Институт Благородных Девиц ( 1764 - 1941 )

1. Указы

5 (16) мая 1764 г. в Петербурге указом императрицы Екатерины II было учреждено первое в России привилегированное женское среднее общеобразовательное учебное заведение закрытого типа для дочерей потомственных дворян — «Воспитательное общество благородных девиц» (Смольный институт благородных девиц). Полное название указа — «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре; с приложением Устава и штата сего Воспитательного Общества». Документ состоял из вводной части и двух глав. Глава первая делилась на 6 разделов: О должностях господ попечителей и о принятии в общежитие благородных девиц; О разделении принимаемых девиц на четыре возраста, о штате их и учении; О госпоже начальнице; О госпоже правительнице; О госпожах надзирательницах; О госпожах учительницах и мастерах. Глава вторая — О воспитании вообще.

Ведомство учреждений императрицы Марии – государственный орган по управлению благотворительностью в Российской империи. Ведет свое начало с 12 ноября 1796 г., когда Павел I своим указом передал Воспитательное общество благородных девиц под эгиду своей супруги Марии Федоровны. 2 мая 1797 г. Мария Федоровна приняла в ведение Московский и Санкт-Петербургский Воспитательные дома. С этого времени и вплоть до упразднения в 1917 г. Мариинское ведомство специализировалось на управлении благотворительными, женскими и специализированными учебными заведениями. За время своей деятельности Ведомство учреждений императрицы Марии сформировалось в целый комплекс различных благотворительных учреждений призрения, патронируемых членами императорской фамилии.

full c85da7c271187cd60dfd14b7cd5e16e5

2. Место расположения

1764 - 1917 , Санкт - Петербург

1917 - 1919 , Новочеркасск . Из Новороссийска на пароходе „Афон” Институт выехал в Варну /Болгария/, затем, задержавшись несколько дней в Софии, в Югославию. 

1919 - 1941 , Белая Церковь ( Сербия ) . Институт закрыт в связи с оккупацией Югославии войсками Германии. Все лето и осень среди всеобщего хаоса оккупированной страны упорно говорили о том, что институт все же откроется и занятия будут продолжаться. Все были настолько убеждены в этом, что преподаватели института начали заниматься с небольшой группой девочек, проживающих в Белой Церкви. Только поздней зимой стало известно, что институт закрыт окончательно.

3. Классы Института и форма

Девочки находились в Смольном с 6ти до 18ти лет , разбитые на четыре класса. 

1й класс ( 3 года ) . Форма - кофейного цвета и белые фартуки . Прозвище первоклашек - кофейницы.

2й класс ( 3 года ) . Форма - синего , или голубого цвета

3й класс ( 3 года ) . Форма - серого цвета

4й класс ( 3 года ) . Форма - белого цвета , носили и зеленую форму , но класс именовался белым.

4. Традиции Института и быт

Из Указа «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

Полуспартанские условия .Температура в спальнях зимой опускалась до восьми градусов, а надеть поверх рубашки что-нибудь теплое разрешалось только по распоряжению врача. Подъем в шесть утра: с тех, кто замешкался, дежурные срывали одеяла. Еда - мягко говоря, без излишеств. Причесываться всем гладко, природные кудри распрямляй, как хочешь.

Ритуал Обожания , выбор себе старшей подруги - куратора на всю жизнь. Малышка - воспитанница возводила в культ старшеклассницу, учителя (любое лицо, стоявшее выше ее в институтской иерархии) и начинала называться "адоратрисой" такой-то .Когда представлялось возможным, оказывала предмету обожания мелкие услуги, тайно обливала духами ее одежду , дарила цветы.

Девочкам прививался культ Императорской семьи. Предметами общего институтского поклонения были особы царствующего дома. Каждый высочайший визит становился грандиозным событием, мельчайшие детали которого потом обсуждались месяцами."Собирали и тщательно хранили кусочки жаркого, огурца, хлеба со стола, за которым обедал государь; выкрадывали платок, который разрезался на маленькие кусочки и распределялся между воспитанницами, носившими эти талисманы у себя на груди", - вспоминала институтка Варвара Гарулли. Александр II однажды сам отдал девушкам свой платок и добавил, смеясь: "Со мной делайте что хотите, но Милорда моего [собаку] не трогайте, не вздумайте стричь у него шерсть на память". В каждом Институте Благородных Девиц имелась Церковь Марии Магдалины. Оторванные на 12 лет от дома они знали , что у них есть физическая мать , мамам - начальница для души и мама ( МАрия МАгдалина ) их духа , в образе Императрицы.

Девочек учили дружить . Играя и обучаясь в садах , рядом с царскими особами и рыцарями - госпитальерами ,под охраной бдительных фельдъегерей , воспитанницы делились на звездочки , как позже в пионерии . У розы пять лепестков , в имени София - пять букв , твоя звездочка , это твоя опора , но важно взаимодействие и с другими звездочками , в зависимости от обстоятельств.

5. Выпускницы

Воспитанницы, окончившие курс с золотой медалью, имели право на аудиенцию у императрицы. Как правило, все институтки изучали два иностранных языка. Большое внимание обращалось на музыкальные способности воспитанниц, и талантливым девочкам давалась возможность учиться музыке.

" Мы унесли из Института с собой неоценимое сокровище - понятие о настоящей, крепкой честной дружбе. И нити этой дружбы тянутся и сейчас со всех сторон: и из далекой Тасмании, горячей Венесуэлы, Аргентины, Канады, Югославии и других стран. И это нам всем награда за прежние жизненные потери.Пусть же будет благословенна память о нашем дорогом Институте, о людях учивших и воспитывавших нас, о подругах, о тех годах, когда мы были так счастливы, что даже не умели понять и ценить это счастья" ( Зинаида Шапошникова , выпуск 1918 ).

Прозвище выпускниц - Смолянки , Гарем Романовых , Гетеры , Садовницы ... Как показывает практика , владели не только пером , но шпагой и являлись элитой российского общества , подготовленной за 200 лет существования Института.

Матриархат

Женщины - философы

Все выпускницы Смольного получали никнеймы , имели систему тайных опозновательных знаков и владели навыками криптологии .

Евдокия Вяземская , Ефросиния Колюпановская ( 1758 - 1855 ) 

Будущая Евфросиния Колюпановская родилась в семье князя Вяземского и при рождении получила имя Евдокии. В 18 лет княжна попала в только что созданный Смольный институт, а оттуда — во фрейлины императрицы Екатерины II. Перед ней, принадлежавшей к первому, самому любимому императрицей, выпуску смолянок, были открыты все двери. Но, прожив некоторое время при дворе, она исчезла.Платья фрейлины и еще двух девушек, входивших в свиту императрицы, обнаружили на берегу царскосельского пруда. Их сочли утонувшими, поднялся переполох. Однако девушки, инсценировавшие собственную смерть, в действительности были живы — переодевшись крестьянками, они бежали от императорского двора, чтобы начать скитальческую жизнь. По версии одного из биографов, беглянки все-таки были пойманы и доставлены к императрице во дворец. Однако после разговора с Евфросинией по душам Екатерина II отпустила ее, дав уйти от мира. После долгих лет скитаний по монастырям, приняв имя Евфросиния, она стала жить в избушке при женском монастыре под Серпуховом. Желая искупить суетность своей жизни при дворе, Евфросиния вела жизнь юродивой — ходила босой, а спала на полу вместе с животными, которых держала там же, в избушке. После того как новая игуменья изгнала ее из монастыря, Евфросиния поселилась в селе Колюпаново на Оке, где за ней и закрепилась слава обладающей даром исцеления. Говорили также, что она способна видеть будущее.Приняла ли Евфросиния в итоге постриг, неизвестно. Однако до конца жизни ее называли матушкой Евфросинией. После ее смерти вера в помощь старицы лишь усилилась, а к 1911 году было собрано уже 55 сообщений о случаях исцелений после обращения к ней в молитвах. В 1988 году Евфросиния Колюпановская была канонизирована в Тульской епархии.

Дарья Бенкендорф - Ливен , Доротея ( 1785 - 1857 )

Дарья (Доротея) Бенкендорф получила прекрасное для девочки образование, она читала и говорила на 4 языках, музицировала и танцевала. После выпуска из Смольного императрица лично занялась устройством их личной жизни. Особое ее внимание заслужила Доротея, пожалованная во фрейлины еще за год до выпуска из Смольного. Пришел черед и выбора подходящего жениха. Первым кандидатом стал граф Алексей Аракчеев, но он так сильно не пришелся по нраву "кисейной барышне", что был сразу отвергнут, и выбор пал на другого кандидата - графа Христофора Ливена. Вскоре Ливен сделал хорошую дипломатическую карьеру, заняв сначала пост посла в Берлине, а затем в Пруссии и Англии. Муж стал послом, а жена… тайным агентом. Хотя она и не была особенно красива, но ее острый ум и обаяние привлекли внимание многих политиков и дипломатов. Не устояли и австрийский канцлер Меттерних, и глава Форин офис Джордж Каннинг, и французский премьер Франсуа Гизо. Видные государственные деятели увлеклись русской Сивиллой, а Дарья Ливен увлеклась политикой. Ее салоны в Лондоне и Париже посещали историки, политики, писатели и говорили, говорили, говорили, а Дарья слушала… и передавала сведения Александру I и министру иностранных дел Карлу Нессельроде. Первая русская женщина-дипломат и тайный агент в одном лице – Дарья (Доротея) Ливен, выпускница института благородных девиц.

Мария Закревская - Будберг , Мура ( 1892 - 1974 )

У Марии Игнатьевны Будберг, урожденной Закревской (1892-1974), было богемное прозвище Мура... Первый раз она вышла замуж за дипломата Ивана Бенкендорфа, второго секретаря русского посольства в Берлине. Уже тогда ее называли "русской Миледи" в честь героини романа Александра Дюма "Три мушкетера". В 1917 году мужа убили в собственном поместье восставшие эстонские крестьяне, а Мария бежит в Москву. Там она становится любовницей английского дипломата Роберта Брюса Локкарта и принимает активное участие в заговоре "трех послов" с целью свержения советской власти. Переворот не удался, Муру арестовало ВЧК, но ей удалось выкрутиться, закрутив роман со знаменитым чекистом Яковом Петерсом... Работая в издательстве "Всемирная литература", присмиревшая смолянка познакомилась с Максимом Горьким. И стала официальным секретарем и неофициальной женой великого пролетарского писателя. Он называл спутницу "железной женщиной", во всем ей повиновался, посвятил Марии знаменитый роман "Жизнь Клима Самгина". И даже организовал ее фиктивный брак с подданным Эстонии бароном Николаем Будбергом...

Мария Лысова - Захарченко - Шульц , Лысая , или Бешеная ( 1893 - 1927 )

Накануне революции, окончила Смольный Мария Захарченко-Шульц, дочь действительного статского советника, в 1920-е годы ставшая одним из лидеров Белого движения в эмиграции. Супруга Михно. Она приняла участие сразу в нескольких операциях основанного в эмиграции Российского войскового союза (РОВС), получив от соратников прозвище Бешеная Мария. Мария Захарченко-Шульц, прибывшая в Москву для совершения диверсии, была убита сотрудниками ГПУ в 1927 году при попытке покинуть пределы страны.

София де Бодэ , Афина ( 1897 - 1918 )

«Молоденькая, красивая девушка с круглым лицом, с круглыми голубыми глазами, в своем военном мундире прапорщика казалась нарядным и стройным мальчиком. Дочь русского генерала, воспитанная в военной среде, она не подделывалась под офицера, а усвоила себе все военные приемы естественно, как если бы она была мужчиной. В круглой меховой шапке, надетой немного набекрень, в высоких лакированных сапогах и в хорошо сшитой военной поддёвке, она не могла не нравиться» — так вспоминал участник Белого движения, депутат дореволюционной Государственной думы Николай Львов служившую вместе с ним в Добровольческой армии Софию де Боде. Дочь барона, воевавшего в русско-японской войне и в Первой мировой, София окончила Смольный в 1914 году. В 1917-м вступила в женский ударный батальон, созданный на фоне усиливавшихся на фронтах Первой мировой солдатских волнений, и вскоре окончила офицерские курсы. В 1917 году, во время боев в Москве, 20-летняя София де Боде командовала отрядом юнкеров и во время перестрелки у столичных Никитских ворот была ранена в ногу. В том же году она присоединилась к Белому движению и приняла участие в тяжелейшем Ледяном походе Добровольческой армии на Кубань. Впрочем, помимо храбрости и красоты, многим де Боде запомнилась непримиримой жестокостью к большевикам — по сохранившимся воспоминаниям, она могла хладнокровно расстрелять пленных в упор.Однако и к себе де Боде на фронте относилась безо всякой жалости. В апреле 1918 года она погибла в бою, во время конной атаки белых на Екатеринодар. Ей был 21 год.

6. Образы выпускниц в искусстве

Мария Кораблева - Кондратьева , Маша из сериала " Рожденная революцией. Комиссар милиции рассказывает " ( 1974 - 1977 ). Смолянка Маша помогает становлению советской милиции , в лице мужа Коли Кондратьева , погибает в 8й серии , борясь с оборотнями в милицейской форме.

Мария Ковалевская , Графиня из сериала " Гетеры майора Соколова " ( 2014 )

7. Начальницы

Возглавляли Смольный Начальницы ( прозвище - Императрицы ) , им подчинялись четыре инспектриссы классов и классные дамы ( по две на класс , постоянно проживали в Институте ). При встрече с Начальницей , воспитанницы обращались к ней " маман " и делали глубокий реверанс. 

8. Список Начальниц

1764 , Анна Долгорукая

" Первая наша начальница была княжна Анна Сергеевна Долгорукова, титулованная дама, пожалованная портретом императрицы. Судить ее я не позволю себе, потому что была тогда слишком молода. Помню случай, лично относившийся ко мне, который обнаружил ее неспособность занимать это важное место, вследствие чего ее осыпали милостями, чтобы склонить отказаться от должности. Она кичилась богатством, знатностью рода и притом была ханжа и суеверна. Будучи остроумна, она не имела достаточно ума для того, чтобы быть выше предрассудков, которые решено было изгнать из нашего мирного приюта. Гордая повелительница, она хотела, чтобы все склонялось пред нею, и не продержалась на своем месте более восьми месяцев" ( Глафира Ржевская , первый выпуск Смольного Института ).

1764 - 1797 , Софья де Лафон

Педагогические способности Лафон были замечены И.И. Бецким, попечением которого она была в 1764 году назначена правительницей учреждённого при Смольном монастыре Смольного института благородных девиц, а затем, в 1773 году, его начальницей, и состояла в этой должности более тридцати лет. 22 ноября 1796 года была пожалована в статс-дамы, в день коронации императора Павла получила орден святой Екатерины Малого креста. Скончалась в Санкт-Петербурге 20 августа 1797 года. Похоронена на Волковом лютеранском кладбище. Могила не сохранилась. 30 июля 1864 года в её честь были названы Лафонская улица и Лафонская площадь близ Смольного монастыря (ныне улица и площадь Пролетарской Диктатуры).

1797 - 1802 , Елизавета Пальменбах

В 1796 году была назначена помощницей С. И. де Лафон, начальницы Смольного института, а после смерти последней, в августе 1797 года, назначена начальницей этого заведения «с присвоением ей по месту титула превосходительства» и занимала эту должность до 1802 года. Пользовалась полным доверием императрицы Марии Федоровны, которая поручила ей воспитание двух дочерей А. И. Бенкендорфа, а также принцесс Бирон. В 1801 году пожалована орденом Святой Екатерины Малого креста. Скончалась в Санкт-Петербурге 23 июня (5 июля) 1832 года, похоронена на Смоленском православном кладбище.

1802 - 1839 , Юлия Адлерберг

1839 - 1875 , Мария Леонтьева

1875 - 1886 , Ольга Томилова

После Леонтьевой должность начальницы заведения исполняли фрейлина О. А. Томилова (урожд. Энгельгардт), которая ввела курс истории изобразительного искусства и класс арфы, и А. Новосильцева, много сил отдавшая постановке врачебной помощи детям.

1886 - 1895 , Мария Новосильцева

1895 - 1915 , Елена Ливен

В 1895–1915 начальницей была светл. кнж. фрейлина Е. А. Ливен. При ней большое внимание стало уделяться профессиональной подготовке девушек. Кроме общеобразовательных предметов, в старших классах они изучали педагогику, законоведение, гигиену, которые были необходимы многим из них как будущим учителям. В 1898 по инициативе начальницы было учреждено Общество вспомоществования бывшим воспитанницам Императорского Воспитательного общества благородных девиц, составившееся исключительно из бывших воспитанниц.

1915 - 1919 , Вера Голицына

В июле 1917 года начальница Смольного института княгиня Вера Васильевна Голицына попросилась в отставку по болезни, но ее уговорили остаться и не бросать питомиц в столь трудную годину. Княгиня, «превозмогая расстроенное здоровье», взяла на себя «временное исполнение обязанностей».Вера Голицына – воистину героическая женщина, невзирая на болезни, она добилась эвакуации большинства учениц в Харьков и Новочеркасск . На территории Королевства Сербия действовали два института благородных девиц, перевезенных из России. Первым из них был Харьковский институт императрицы Марии Федоровны (начальница — Мария Неклюдова), вторым — Донской Мариинский девичий институт (начальница — Вера Вигорст). Далее оба Института воссоединились.

1919 - 1921 , Вера Вигорст

В 1921-м году председатель учебного совета Державной Комиссии М.В. Челноков попросил Наталью Владимировну Духонину возглавить Мариинский Донской институт вместо Веры Феодоровны Вигорст.

1921 - 1945 , Наталья Духонина

После зверского убийства красными генерала Н.Н.Духонина его вдова Наталья Владимировна с 1921 года стала в эмиграции начальницей Института благородных девиц в югославском городе Белая Церковь . Здесь училась мама протоиерея Н.Семенова – урожденная Алла Алексеевна Бехтеева, племянница знаменитого поэта-монархиста С.С.Бехтеева, дочь его брата Алексея Сергеевича. Н.В.Духонина взяла ее приемной дочерью, или – названной, как говорили по-старорусски. Потом Н.В.Духонина с Аллой Бехтеевой, будущей мамой о.Н.Семенова, вместе уехали во Марокко, Наталья Владимировна поселилась в г. Касабланка, что в переводе с испанского означает «Белый дом», где проживала по адресу 2, Rue de GenèveЗдесь, на берегу Атлантического океана, она прожила почти 25 лет. Ее могила в Марокко рядом с упокоением деда отца Николая – Алексея Сергеевича Бехтеева. Она скончалась 28 марта 1968 года на 79-м году жизни и была похоронена на 51-м (русском) участке кладбища БЕН М’СИК в Касабланка.

" С большой благодарностью я вспоминаю нашу начальницу Н. В. Духонину, которая была очень образованная женщина - знающая несколько иностранных языков, обладала большой энергией и была всей душой к своему делу - но была строга. Под ее руководством наш Институт был лучше всех остальных русских учебных заведений в Югославии. С большой благодарностью вспоминаю нашего инспектора классов А. П. Петрова и всех наших преподавателей и классных дам за их труды, что нас воспитали русских девушек и нам помогли в дали от Родины не только не забыть ее, но изучив ее историю и литературу принять Родину - Россию в душу свою и нести всю жизнь как святыню. Светлой памяти им и с глубокой благодарности пишу эти строки. Вечная память и мир и покой душевный, нашему персоналу "( написала бывшая институтка Ольга Мирошниченко , ур. Шуневич , 20/V 2000 год ).

preview e07c7cf3079bc6d21b616f90d7e2444a

9. Продолжение истории

2019 , член комитета Госдумы Виталий Милонов выдвинул идею, которая заключается в возрождении института благородных девиц. По его мнению, это необходимо российскому обществу. Некогда упраздненное образовательное учреждение хотят создать по аналогии со Смольным институтом в Санкт-Петербурге, который существовал до революции. В пресс-службе чиновника подтвердили, что эта инициатива действительно есть, но пока существует только в формате идеи. Сам Виталий Милонов заявил, что большинство учебных заведений учат девушек раскрепощенному поведению, "а вот приличных девушек мало". Автор проекта уверен, что эту идею поддержат большинство родителей девушек: в возрожденном институте благородных девиц можно будет получить действительно качественное образование. Помимо общеобразовательных дисциплин там хотят обучать светским правилам, манерам. Напомним, что Смольный институт функционировал в качестве первого высшего учебного заведения для девушек во времена Российской империи в Санкт-Петербурге. Последний выпуск учениц состоялся в феврале 1919 года в Новочеркасске, куда институт переехал сразу после революции.

31 января 2019 , в Санкт-Петербурге открыт филиал Пансиона.

11 сентября 2020 , сегодня заместитель Министра обороны РФ Татьяна Шевцова вручила памятные перстни выпускницам Пансиона воспитанниц Министерства обороны российской Федерации. На позолоченном перстне выгравирована эмблема Пансиона в память о годах, проведенных в его стенах. Традиция вручения перстней выпускницам этого уникального учебного заведения была возрождена в 2016 году по инициативе Министра обороны российской Федерации генерала армии Сергея Шойгу. Церемония была проведена только сейчас в связи с ограничениями, которые были введены на проведение массовых мероприятий в июне этого года. Несмотря на то, что выпускницы 2020 года уже успешно поступили в ведущие вузы страны, они снова собрались в стенах альма-матер, чтобы получить перстни, которые всегда будут напоминать им об окончании одного из лучших довузовских образовательных учреждений Минобороны России. Во время церемонии Татьяна Шевцова обратилась к выпускницам и отметила, что они смогли в сложнейших условиях успешно сдать все экзамены. «Было трудное время, но хочу сказать вам какие вы молодцы, не смотря на нестандартные условия, вы успешно сдали ЕГЭ с великолепными результатами и поступили в ведущие вузы страны военные и гражданские. Они счастливые обладатели наших воспитанниц. Результаты впечатляют», - сказала замминистра обороны. В этом году «Золотой фонд» Пансиона воспитанниц пополнили 23 медали.«Хочу, чтобы этот перстень был для вас оберегом, талисманом, носите его и не снимайте. В трудную минуту смотрите на него, вспоминайте советы своих педагогов, воспитателей, своих наставников», - сказала замглавы военного ведомства на церемонии вручения перстней. Татьяна Шевцова вручила награды преподавателям Пансиона и поблагодарила их за любовь, заботу, доброе и щедрое сердце, за ежедневный бескорыстный труд. И по традиции рассказала притчу Ричарда Баха «На дне реки» о том, что в жизни нужно выбрать свой путь и не смотреть на окружающих, которые твердят об опасности и боятся совершить шаг навстречу новому. А те, кто совершают отважный шаг становятся героями легенд.

Справочно:

Традиция награждать именными перстнями выпускников императорских гимназий берет свое начало еще в XVIII веке. В Российской империи выпускникам университетов специально заказывали перстни по случаю окончания учебы. Так, у выпускников Царскосельского лицея это было чугунное кольцо в виде сомкнутых рук. Подобная традиция была и в Пажеском Его Императорского Величества корпусе. В этом году 7 воспитанниц получили максимальные 100 баллов по отдельным предметам Единого государственного экзамена. Свыше 220 баллов по результатам ЕГЭ набрали 77 % выпускниц Пансиона, из них 44 % - набрали более 250 баллов. «Золотой фонд» Пансиона пополнили 23 медали. Благодаря успехам и достижениям в образовании, отличной учебе воспитанниц, Пансион 7 лет подряд занимает лидирующие позиции рейтингов Топ - 100 лучших школ Москвы. Топ - 200 общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокие возможности развития способностей учащихся. По результатам независимой экспертизы общеобразовательных организаций России Пансион воспитанниц включен в списки трехсот лучших школ по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России, а также в 50 лучших школ России по направлению подготовки «Экономика и управление». На протяжении семи лет Пансион воспитанниц удерживает Переходящий Вымпел Министерства обороны Российской Федерации, подтверждая высокое звание «Лучшее училище (кадетский корпус) Министерства обороны Российской Федерации».

28 января 2021, родители выпускниц Пансиона 2020 года благодарят педагогический коллектив и наставника Пансиона заместителя Министра обороны Российской Федерации Татьяну Викторовну Шевцову за профессионализм и высокую подготовку воспитанниц по итогам первой экзаменационной сессии в высших учебных заведениях. Родители выпускниц Пансиона 2020 года благодарят педагогический коллектив и наставника Пансиона заместителя Министра обороны Российской Федерации Татьяну Викторовну Шевцову за профессионализм и высокую подготовку воспитанниц по итогам первой экзаменационной сессии в высших учебных заведениях. «Глубокоуважаемая Татьяна Викторовна и педагогический коллектив Пансиона воспитанниц Министерства обороны России. От лица родителей выпускниц 2020 года выражаем вам искреннюю признательность и благодарность за ваш профессионализм и нелегкий труд. По итогам первой экзаменационной сессии в высших учебных заведениях наши дочери показали самые высокие результаты. Безусловно, это только ваша заслуга. Вы смогли воспитать в девочках такие качества, как трудолюбие, упорство, уверенность в себе и в своих знаниях. Преподаватели вузов искренне удивляются и благодарят нас, родителей, за то, что девочки постоянно стремятся самосовершенствоваться, познавать новое и с легкостью сдают экзамены. А, мы в свою очередь, благодарим Вас, Татьяна Викторовна, и педагогический состав Пансиона за все то, что вы сделали для наших дочерей. Мы гордимся нашими девочками, мы гордимся тем, что теперь они носят звание «Выпускница Пансиона». Низкий вам поклон за ваш бесценный труд!».

Пансион воспитанниц Министерства Обороны РФ ( 2008 - ) Россия . По словам министра обороны Сергея Шойгу , пансион " продолжает традиции первого женского учебного заведения - Смольного Института " .

pansion spb 550 t 650x433

10. Начальницы пансиона

2008 - 2009 , Тамара Фральцова

2009 -  , Лариса Максимова 

Авторская педагогическая система Л.Н. Толстого

Лев Толстой читает на французском.

Введение

       В 1862 г. Л.Н. Толстой писал (Педагогические сочинения. М., 1989. С.210): «Разве не очевидно, что курсы учения наших высших учебных заведений будут в XXI столетии казаться нашим потомкам столь же странными и бесполезными, какими нам кажутся теперь средневековые школы? Так легко прийти к тому простому заключению, что если в истории человеческих знаний не было абсолютных истин, а одни ошибки постоянно сменялись другими, то на каком основании принуждать молодое поколение усваивать те знания, которые наверное окажутся ошибочными?»

     Л.Н. Толстой развил теорию свободного воспитания Ж.Ж. Руссо в отечественной педагогике. На рубеже XIX — XX вв. под его влиянием появляется новое религиозно-философское течение, которое духовное становление личности видело вне церкви, а нравственным ориентиром признавало сознание и совесть. Писатель различал понятия «воспитание», «образование», «обучение», «преподавание» и каждому из них определил свое место в жизни человека. Исходными позициями философии образования Л. Н. Толстого, получившей название «свободная педагогика», являлись разум, труд и свобода духовного поиска своего пути в жизни.

     Осуждая традиционные методы обучения и воспитания, Л.Н. Толстой разработал свою собственную методическую систему, которую использовал на экспериментальной базе Яснополянской школы, соразмерно организуя учебно-воспитательный процесс с возрастными и психологическими особенностями детей, а также учитывая их потребности и отвечая их интересам. Вся педагогическая концепция Л.Н. Толстого пронизана идеей свободного обучения и воспитания ребенка, отказа от принуждения и защиты от подавления детского активного мышления, творчества, самопознания, самостоятельности.

1.Педагогический эксперимент авторской системы Л.Н. Толстого

О первых результатах своего педагогического эксперимента по созданию новой русской школы для народа Л.Н. Толстой доложил на страницах нового журнала «Ясная Поляна», который стал, своего рода, вестником Яснополянской школы и «педагогической копилкой» по проблемам народного образования. На страницах этого журнала впервые увидели свет такие работы педагога, как: «О народном образовании», «О свободном возникновении и развитии школ в народе», «Проект общего плана устройства народных училищ».

Успех и результативность Яснополянской школы многие исследователи (Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, В.З. Смирнов относят на счет неординарности личности и педагогического таланта Л.Н. Толстого. Безусловно, личностный фактор здесь играл большую роль, но, следует отметить, что главным фактором успешности явилась та теоретическая база, которая была положена в основу народной школы – органический и средовый подходы.

В школе Л.Н. Толстого органически сочетались все компоненты российского образования. Базовые ценности – духовность, гуманность, любовь, общинность, (нашедшие воплощение в религиозно-нравственном учении педагога о непротивлении злу насилием) в сочетании с идеей о свободе личности. Национальный образовательный идеал – основан на лучших качествах русского народа и отражает детскую природу, как «первообраз гармонии, правды, красоты и добра». Опора на педагогическую традицию и народную педагогику – пронизывает все компоненты учебно-воспитательного процесс Яснополянской школы. Цели воспитания (опять же подчеркнем воспитывающий характер) строились на основе особенностей детской природы, интересов и потребностей крестьянских детей. Содержанием образования и воспитания являлась сама жизнь народа, крестьянская среда, сельский быт, служившие неисчерпаемым источником учебного и воспитывающего материала, который нашел отражение в «Азбуках» и «Книгах для чтения». В них были собраны уникальные сюжеты по естествознанию, географии и истории в удивительно выразительной и доступной форме. Организация и методы, применяемые в школе, так же отражали ее главную специфику – связь с жизнью народа. Л.Н. Толстым признавался метод только «натуральной» наглядности, т.е. не картина с нарисованной рыбой, а живая рыба, не таблицы и рисунки, а опыт и непосредственное ознакомление с изучаемыми предметами и явлениями в естественной обстановке, экскурсии.

2.Ведущие методологические идеи педагогического учения Л.Н.Толстого

«Лучшая метода, – отмечал Л.Н. Толстой, – есть отсутствие всякой методы, но знание и употребление всех метод и изобретение новых по мере встречающихся трудностей».

В своей концепции педагогического учения Л.Н. Толстой определял следующие методологические идеи:

- существование материального мира наряду с идеальным;

- всеобщая любовь и благо: люди должны любить друг друга, стремиться к единению и братству, никогда не делать другим того, чего не желают себе; важнейшие нравственные постулаты – Бог, добро, вера, душа, совесть, жизнь;

- народность;

- свобода воли: человек, вставший на путь нравственного самосовершенствования, свободен в выборе путей своей духовной жизни, независимо от условий существования;

- ненасилие;

- ребенок- «первообраз гармонии, правды, красоты и добра»;

- единство сознания и жизни, индивидуального и общественного сознания, взаимосвязь конечного и бесконечного.

3.Основные теоретические положения педагогической системы Толстого

Педагогические взгляды Толстого отличались некоторой противоречивостью и непоследовательностью, особенно в вопросах соотношения понятий «образование» и «воспитание», критериев отбора содержания образования.

Педагогическая система Л.Н.Толстого нашла обоснование в работах: «О народном образовании»(1862); «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» (1862); «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят» (1862); «Беседы с детьми по нравственным вопросам» (1907); «О воспитании» (1909) и др.

Основными положениями своей системы Л.Н. Толстой выделял:

1. Народ стремится к образованию, признает школы своим делом, если они будут отвечать его потребностям и интересам: «дело народного образования найдет себе в народе не врага, а помощника и…безостановочно поведет общество к вечной цели совершенствования». Образование каждого должно способствовать движению человечества ко всеобщему благу, а это движение возможно только при наличии свободы учащихся.

2. Необходимо создание истинно свободных народных школ, т.к. «принудительное устройство школы исключает возможность всякого прогресса». В основании такой школы должен быть опыт; школа – это «педагогическая лаборатория». Поэтому заимствование европейских школ недопустимо.

3. «Предметом педагогики должно и может быть только образование». «Образование в самом общем смысле, обнимающее и воспитание, есть та деятельность человека, которая имеет основанием потребность к равенству и неизменный закон движения вперед образования».

4. Главная цель образования и воспитания – это «достижение наибольшей гармонии в смысле правды, красоты и добра». Условия ее достижения – свобода и опыт, не допускающие насилия над личностью ребенка, учитывающие особенности его развития и обеспечивающие естественность отношений между учителем и учащимися.

5. Педагогика, чтобы сделаться «плодотворной» наукой должна «перестать оставаться на абстрактных теориях, а применять за основание путь опыта, и выводить свои положения от частных к общим, а не наоборот».

6. Содержание образования определяется не только тем. что «мы сами знаем», но также интересом учащихся, потребностями жизни крестьянской среды и смыслом жизни самого человека в стремлении его к высшему благу через постижение христианской духовности. Основой образования должны стать не абстрактные науки, а наука жизни, «знание того, что нужно делать человеку, чтобы как можно лучше прожить в этом мире».

7. Поскольку знания не могут сами открыться человеку, им надо учить. На этом пути важно усвоить не только религиозно-нравственные истины, но и развить самостоятельность и творчество мышления. «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…». Это достигается путем применения разнообразных методов обучения, содействующих интересу, активности и самостоятельности учащихся ( опыты, сочинения, решение задач, экскурсии, беседы); средств обучения, среди которых главные – слово, учебные книги, обладающие высокой художественностью, выразительностью, сжатостью и простотой изложения, доступного детскому пониманию.

8. Нравственное воспитание, являющееся формой духовного саморазвития человека, осуществляется бессознательно и сознательно. Эффективность бессознательного пути зависит от того окружения, в которых ребенок растет и принимает ценностные ориентации. Сознательное воспитание раскрывает возможности достижения поставленных целей с помощью волевых усилий и заложенную в каждом человеке способность к самосовершенствованию.

9. Недопустимо разделять воспитание и образование. «Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно».

10. Организация занятий: свободное и естественное обучение; осознание самими детьми необходимости порядка и дисциплины; доступность и занимательность учения. «Наказание вредно…потому, что оно озлобляет того, кого наказывают,..и развращает того, кто наказывает».

Выявление знаний и навыков учащихся – не только в процессе их ответов на уроке, сколько через результаты самостоятельной практической деятельности. Пути достижения успешности обучения: «1. Чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно, и 2. Чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях» (Предисловие к Азбуке). Для достижения первого условия необходимо:

- говорить ученику то, что он может понять и о том, что он знает не хуже, а порой лучше учителя;

- давать ученику как можно больше конкретных сведений, фактов;

- стимулировать его наблюдения над явлениями природы, окружающей жизни;

- развивать интерес к самостоятельному изучению материала.

Для достижения второго условия нужно, чтобы:

- никакие лишние предметы и лица не отвлекали внимания ученика;

- ученик был свободным, не стеснялся учителя и товарищей;

- не боялся наказаний за непонимание изученного материала;

- не переутомлялся;

- урок соответствовал возможностям и силам ученика, был не слишком легок, и не слишком труден; при этом ученик чувствовал свое продвижение в учении.

В целом, обучение в школе должно быть радостным, а труд ученика – приятным для него.

11. Совершенный учитель тот, который «соединяет в себе и любовь к делу, и любовь к ученикам».

В целом, свободное воспитание в понимании Толстого – это, во-первых, свобода в организации школ, народного просвещения; во-вторых, педагогический принцип, предполагающий

• веру в природные силы ребенка, гуманизм и уважение к личности;

• естественность отношений между учителем и учащимися, содействующих проявлению активности и самостоятельности, самореализации природных задатков детей;

• исключение всякого принудительного воздействия со стороны учителя, наказаний;

• обучение на основе интереса, желаний ребенка, его индивидуальности.

4.Основные принципы педагогической системы Л.Н. Толстого

Принцип свободы педагогики это новое восприятие сущности учебного процесса. Толстой - первый, чем кто-либо из его современников, последователей и предшественников, подметил, что в обязательном порядке нужно изучать внутренний мир ребенка, его желания и интересы. Тем самым, поместив в центр своей доктрины "личность ребенка", он выстраивает вокруг нее систему различных принципов:

)принцип сознательности

)активности обучения;

) доступности обучения ;

)принцип прочности усвоения знаний;

)принцип природосообразности.

)принцип связи обучения с жизнью;

Основными из них он считал он считал принципы сознательност и активности обучения. Восприятие знаний, как справедливо утверждал Толстой, - многогранный процесс, а не одно взаимодействие с интеллектом ребенка. Это процесс живого, творческого, осознанного, а не механического усвоения учениками сообщаемых им в школе знаний и навыков. Еще раз обратим внимание , что в процессе обучения Толстой придавал большое значение самостоятельному развитию, и неординарному восприятию у учащихся. Он писал: "Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…. В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в каком бы то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образцов".

5.Методы и приемы обучения

На основе экспериментов в Яснополянской школе, Толстой убедился, что традиционный набор методов и приемов, используемый для обучения, часто неадекватен возрасту и психике ребенка, в связи с чем его активность падает и появляется некая скованность и равнодушие по отношению к педагогу и изучаемому материалу. В свою очередь, он разработал свою целую систему различных методов и приемов, которые стимулировали учеников, на совершение творческой деятельности, создающей раскованную и благоприятную среду для обучения на уроке. И вот эти методы и приемы обучения, разработанные самим Львом Николаевичем:

.Наглядность в обучении.(метод)

."Рассказ - рассказывание"(метод)

.Методика эмоциональных воздействий. (метод)

."Ситуация затруднения".(прием)

.Индивидуальный подход к учащимся. (прием)

.Работа с сочинениями учащихся (прием) .

Наглядность в обучении.

Заключение

Педагогическая концепция Льва Николаевича Толстого возникла в ответ на потребность народа в образовании. Она появилась в ходе его рассуждений и размышлений. Но, мы можем быть уверены, что даже тогда она не смогла бы быть им реализована с такой полнотой, если бы не сила его личности. Следовательно, Л.Н. Толстой старался выявить закономерности учебного процесса и характер педагогики. Он предлагал учителям смело экспериментировать. Особое внимание в вопросах дидактики Толстой уделял активизации учебного процесса. На основе экспериментов в Яснополянской школе, изучения работы школ в России и за рубежом Толстой убедился, что традиционно используемый набор методов и приемов обучения часто неадекватен возрастным и психическим особенностям детей, в связи, с чем активность детей падает, возникает непонимание и боязнь, скованность и равнодушие по отношению к учителю и учебному материалу.

Лев Николаевич был за свободу в образовании и воспитании не только обучаемого, но и самого учителя. Его принципы подтвердились после Яснополянской школы : он учил детей с удовольствием для себя и для них. Нужно переосмыслить сущность педагогической профессии, ее целей и задач, чтобы выявить новую модель воспитания. Философские идеи о безграничности развития значительно расширяют и углубляют понимание природы ребенка и взрослого,что тем самым открывает новые подходы в работе школы, в воспитательной и образовательной деятельности педагога, смысл которой все яснее видится как созидание человека.

Труд и культура, вся жизнедеятельность современного человека с каждым годом все больше зависят от уровня его духовности, нравственной позиции. Обучение не дает желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником на первое место цель: "Выучить, запомнить!". Чем в большей мере на первое место выдвигается эта задача, чем больше она захватывает внутренние силы ученика, тем дальше отходит на задний план задача нравственного воспитания. Вред зубрежки огромен - она невольно уничтожает основные идеи учебного предмета. Уповать только на формальное заучивание готовых формул, на простое увеличение идейного или нравственного содержания в изучаемых предметах и тем самым надеяться, что мы решим все задачи по формированию всесторонне развитой личности, было бы слишком большим упрощением. Подобное воспитание воздействует лишь на логическую, абстрактную систему мышления, не затрагивая область чувства и эмоций человека. Л.Н. Толстой по-новому взглянул на мир ребенка. Раскрепощенность видения Толстого создавало условие для свободы творчества и защищало его от схематизма и однозначности. Лев Николаевич показал, что взгляд взрослых на ребенка должен быть подлинно гуманистическим, то есть содержать в своей основе любовь как способ мировосприятия и мироотношения. Это наше большое счастье, счастье всего человечества, что Толстой обратился к вопросам педагогики. Задача школы, семьи, общества - развивать в человеке гуманистические задатки и потребность жить согласно идеям сохранения и продолжения жизни. Школа должна стать школой реального бытия человека и в то же время работать на перспективу духовного обновления. Именно такая возможность кроется в самом содержании учения Льва Николаевича Толстого.

Согласно концепции Л.Н. Толстого, ребенок, сохраняя свободу выбора, делает осознанный шаг в сторону величия разума и чувства, постепенно созидает свой Путь жизни. Осмысленный выбор своего жизненного пути - это ли не основная задача школы?! Дело не в профориентации, не в перекачке информации от одного к другому, а в формировании такого статуса личности, когда духовно сильная личность готова к испытаниям, может отстоять достоинство, сделать сознательный нравственный выбор. Сегодня школа, отражая противоречивость общественного развития, должна идти несколько впереди общественного развития. Только тогда она будет формировать личность, созидающую жизнь и творчески работающую на будущее.

Список литературы

1. Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону, 2011. - 176 с.

2. Апостолов Н.Н. Живой Толстой: Жизнь Л.Н. Толстого в воспоминаниях и переписке. - М., 2011.

3. Воспоминания Яснополянских крестьян о Л.Н. Толстом. - Тула, 1960.

4. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. Выпуск 6. М., 2006.

5. Кудрявая Н.В. Лев Толстой о гуманизации наук // Педагогика. - 2004. - №3.

6. Толстой Л.Н. Сборник статей. Пособие для учителей. М., 2010.

7. Толстой Л.Н. Мысли о воспитании // Собр. соч.: В 24 т. - М., 1913. Т.14.

8. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М., Учпедгиз, 1953.