Кости Силы . Глава 3. Ибрахим-бей

Цикл « Брэнд Иония »

Цикл фэнтези , автор Лазарев - Парголовский В. Берет начало с 2014го года .

Подцикл « Герои »

Кости Силы . Глава 3. Ибрахим-бей

Египет ! При этом слове в голове всплывают огромные пирамиды Гизы , имена нескольких фараонов из школьного учебника истории , мутный Нил с кровожадными крокодилами и опасными гиппопотамами, Фаросский маяк , похождения Клеопатры VII и , конечно , океан песка и безмолвия . Однако , история государства на Ниле не закончилась с превращением его в римскую провинцию , а позже в житницу Византии , как думают некоторые. Черная Земля перешла к арабам и османам.

Вокруг холмов Муккатам люди селились давно , город здесь основал ещё фараон Менис , объединивший Красный и Белый Египты. С тех пор , у отрогов Муккатама непрерывно строились и перестраивались города . В годы правления халифа Османа , его сирийской армией командовал Амр ибн-аль-Ас , однажды  ставший жертвой бесконечных дворцовых интриг и лишившийся вкусных постов. Долго он подыскивал себе теплое местечко и , наконец , решил перебраться из Сирии в соседний Египет. Наместников Константинополя не очень жаловали на Ниле и Амр ибн-аль-Ас решил данным обстоятельством воспользоваться. Полководец без труда покорил Пелусиум , Гелиополис и крепость другой Вавилон , разбив у римской цитадели свой шатер. В 642м году Амр ибн - аль-Ас отправился завоевывать Александрию и вернувшись , он он обнаружил в своей палатке гнездо голубя с маленькими птенцами. О , Аллах ! Растроганный вояка повелел построить на месте шатра мечеть , сохранившуюся до наших дней . Мечеть Амра стало первым зданием Каира. Амр ибн-аль-Ас , запомните это имя , прорубил арабам окно в Африку, но долго не продержался в Египте , могущественные чиновники халифа Османа устранили Амра доживать свои дни в Палестину.

В те памятные дни Египет переживал сложные времена , тогда мне исполнилось лишь за тридцать ( вспоминает хафиз Рахман ал-Джабарти ) . Процессия во главе с Мустафой-беем отказалась посетить Медину и данное событие вызвало справедливый гнев шерифа Мекки Сурура. Тот расчитывал , и не без оснований , на получение щедрых даров с Нила и потому жаловался , жаловался. Но главным событием тех дней стал приезд в Египет доверенного человека от царя Картли и Кахети Ираклия II Багратиона . Грузинский офицер Манучар Качкачишвили ехал в Египет навестить больного дядю , в чем , лично я , очень сомневаюсь при наличии огромного количества грузин в Африке. Он появился в Александрии , когда местные власти ждали со дня на день появления отрядов Мурад-бея. Город пустовал , жители бежали в недоступные уголки страны.Русский консул барон Тонус сухо принял посланца Ираклия II и, сославшись на тяжкое положение Александрии , отправил его верхом в Каир искать Ибрахим - бея. Мамлюки Мурад-бей и Ибрахим-бей решали в столице все вопросы. Верхним Египтом управлял Мурад-Бей, а Нижним Египтом — выходец из Марткоби Ибрагим-Бей Шинджикашвили.

«Энциклопедия цикла Брэнд Иония » , выписка

Французские историки Лео Пино и Поль Масон отмечали: “Ибрагим Бей, сын грузинского священника, и хорошо помнит как вместе с отцом принимал участие в христианском молебне, исполненном в Сионском соборе”. 15-летнего Абрама Шинджикашвили похитили в селе Марткоби и через Стамбул привезли в Египет, где продали его в рабство. Его владелец заменил ему имя на Ибрагима. За верную службу хозяин освободил Ибрагима, а позднее он получил титул Бея. В энциклопедии Пьера Ларусса дана характеристика Ибрагим-Бея. О его личности писал я тогда : “Великий эмир, известный Ибрагим-Бей Аль-Мохамед, самый знатный среди тысячи египетских эмиров… Трезво соблюдал единство и сердечное согласие между эмирами… Для него были характерны мужество и героизм. Много войн он провел. Был спокойным, терпеливым, добрым, дружественным, имел наклонность к самоограничению. Любил справедливость… Избегал напрасного кровопролития, старался не замечать плохое поведение своих соратников… Поэтому они — Мурад-Бей и его подчиненные, — во многих делах мешали ему. Он на это закрывал глаза, не обращал внимания… Он заботился только об одном, чтобы между эмирами царило великодушие”.

На следующий день в Александрию вступил Салих Ага с требованием от Мурад-бея выплатить контрибуцию в сто тысяч реалов. Мне до сих пор смешно , как жители Красного Египта догадались написать письмо в Диван , чтобы им помогли найти управу на бандитов Раслана и Наджжара. Эти прославленные романтики чужих кошельков не давали спокойно жить купцам и паломникам Александрии . Мурад со своими мамлюками , и прежде всего красавчиком Мухаммадом ал-Алфи , отправились вниз по Нилу для того чтобы пополнить свои богатства , бандиты их интересовали мало. По пути мурадиты рушили деревни , грабили жителей , собирали ими же учрежденные налоги в пользу поиска грабителей , брали в плен богатых заложников , обвиняя их в пособничестве Раслану и Наджжару , а затем обобрав их до нитки отпускали. Как видите , дорогой Хазри , поиски виновных Мурад-бей поставил на широкую ногу, но мечтой мамлюков было ограбить богатеньких жителей города Александра , вот он и направил туда неустрашимого в боях Салих Агу.

От полного разорения древний город спас русский консул Тонус , пусть Аллах будет благославенен к его дням. Барон встретил Салих Агу на пороге своего дома , не испугался многочисленных вооруженных всадников, запрудивших все узкие улочки вокруг. Консул пригласил военночальника к себе , о чем они беседовали , мы не знаем. Но мои друзья в Александрии писаи мне , что Салих Ага ,столь изощренный на поле брани , был полностью задавлен красноречием Тонуса.Барон осведомился о здоровье паши , передал приветствие членам Дивана , лично Мурад-бею , а в заключении сказал :

- Я с удовольствием выплачу требуемую сумму уважаемому Мурад-бею , который без всяких сомнений употребит её на общее благо , но сделаю я это лишь после предъявления документа от паши Йакина , будучи уверенным в высшем соизволении на то султана нашего , Ахмада-хана ал-Османи.

Не надо заканчивать наших университетов , чтобы догадаться о плачевном финише дипломатии Салиха в Александрии . Он вернулся к разгневанному Мураду в Розетту , не прибавив к состоянию патрона ни одного пара ( мелкой монеты ). Раздосадованный бей ...нет , не покончил жизнь самоубийством , а камня на камне не оставил от деревни Кафр Дасук. Мамлюки посетили и другие селения ,всюду заверяя о наступившем мире и спокойствии, избавлении от разбойников. Наконец , столь известный эмир повернул свои стопы к Каиру , ибо ему не терпелось узнать новости с родины , привезенные Манучаром Качкачишвили и , конечно , нельзя оставлять своего закодычного друга Ибрахим-бея надолго одного. Мурад всегда боялся черезмерного усиления соправителя Ибрахима. Долгое отсутствие в Каире и очень редкие вести от Ибрахима могли заставить его насторожиться , не пропустил ли он чего -нибудь вкусненького. Люди вздохнули с облегчением , беженцы возвращались в насиженные места и восстанавливали сожженные хижины.