Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Карлики Абхазии и их ацангуары

Наличие в Абхазии огромных пещер обусловило появление загадочного народа подземных карликов , которых реально связать с подземными мирами и гномами Пасифиды.

Во всех частях света существуют таинственные сооружения или непонятного происхождения изображения на земле, появление и назначение которых до сих остается загадкой, несмотря на то, что над этим вопросом вот уже десятки, а порой и сотни лет бьются самые выдающиеся умы мирового научного сообщества.

Даже сегодня, в век высоких технологий, интернета и колоссальных достижений науки, не удается приоткрыть завесу тайны, покрывающую историю их появления. Одну за другой, выдвигаются различные версии происхождения тех или иных явлений. Правда убедительно доказать эти теории пока никому не удается. Что касается людей с менее рациональным мышлением, то они склонны верить в мифическое и легендарное появление чудес, бережно хранимых веками на территории их страны.

В Абхазии такими удивительными, загадочными памятниками древности являются высокогорные древние постройки, известные в народе как «ацангуары» (в переводе с абхазского «ацан» означает «карлик», а «гуара» — ограда).

Каждый охотник, пастух или просто любознательный путник  Абхазии не раз видел странные, очевидно, очень древние каменные постройки, напоминающие неглубокие каменные колодцы. Можно смело утверждать, что вся высокогорная, альпийская часть страны прямо-таки усыпана подобными сооружениями.

На первый взгляд может показаться, что ничего необычного в ацангуарах нет – типичные домики охотников и пастухов. Просто очень старинные. Такой вывод напрашивается из общей архитектуры сооружений, которая, кстати сказать, более всего напоминает современные балаганы высокогорных пастухов. Еще одним аргументом в пользу этой теории является расположение ацангуаров относительно местности – дело в том, что все сооружения возводились в местах, близких к лесу, и обязательно возле воды. Чаще всего это были истоки горных рек. Именно охотники и пастухи возводят свои балаганы в таких местах. И неудивительно – ведь реки являются источником питьевой воды, а леса – надежным укрытием от возможного схода лавин, здесь можно добыть дров для костра.

Но если все так логично и просто, почему же вот уже свыше ста лет лучшие ученые Абхазии и России занимаются изучением ацангуаров и истории их происхождения? Ответ на этот вопрос кроется в самом названии – ацангуары – ограды карликов.

Карликов. Вот в чем дело – все эти сооружения не превышали порой и полутораметровой высоты. Таким образом, как же могли обычные люди проживать или даже просто ночевать в таких низких помещениях? Получается, что эти люди были карликами? Неужели в высокогорной части Абхазии свыше тысячи лет назад проживало целое племя карликов? Как, когда они появились в Абхазии и, самое главное, куда исчезли?

Вот эти вопросы и стали камнем преткновения для ученых Абхазии на многие десятки лет. Забегая вперед, хочется отметить, что ни один из них до сих пор так и не смог до конца на них ответить. Ни одна из предложенных теорий (а их были десятки), так и не была убедительно доказана. Кто знает, быть может абхазские ацангуары так и останутся навсегда загадкой древности, подобной знаменитому комплексу Стоунхендж в Великобритании.

Легенда об Ацанах – карликовом народе, населявшем территорию Абхазии свыше тысячи лет назад.

Прежде чем вплотную перейти и изучению этого вопроса, давайте обратимся к народному фольклору и узнаем какова мифическая версия появления ацангуаров:

Согласно легенде, ацаны были могучими карликами. Жили они то ли непосредственно перед появлением легендарных абхазских богатырей – нартов, то ли в одно с ними время, причем состояли с ними в не очень дружественных отношениях. Каждый ребенок в Абхазии сегодня знает о мифическом племени маленьких горцев, которые, в силу невысокого роста, могли забраться на. Поговаривают также, что ацаны умели незаметно подкрасться к оленю и подоить его так, что животное ничего не заметит.

«В те далекие времена в горах не бывало ни ветра, ни дождя, ни снега, ни града. Ничто не беспокоило ацанов, никого не признавали, даже Бога не знали они. Ацаны были козоводами, причем своих длиннобородых коз они содержали в особых каменных оградах — ацангуара.

Но пришел конец и ацанам, и вот как это произошло.

Однажды, когда ацаны сидели в свой крепости ацангуара, к ним с неба спустился младенец в золотой люльке. Обрадовались ацаны, воспитали мальчика, который рос не по дням, а по часам. Когда подрос, он спросил своих воспитателей:

— Вы, как я вижу, не знаете страха, но неужели ничего победить вас не может?

— Разве только если ватный снег пойдет и загорится на земле, ничего больше нам не страшно, — ответили ацаны.

И вдруг юноша исчез. В это время «большой отец» ацанов заметил, что у одного козла борода, доходившая до земли, начинает пошевеливаться. Страшное беспокойство охватило мудрого карликового старца.

— Дети мои, на беду, оказывается, воспитали мы этого человека. Он послал нам гибель, — сказал старик, указывая на козла, у которого от ветра все более тряслась борода. Ветер крепчал и выпал глубокий ватный снег, зажегся он и все вмиг сгорело.

И исчез с лица земли прославленный род ацанов. Остались в горах только развалины из каменных сооружений.»

Интересный факт: в народном эпосе черкесов также можно встретить легенду о мифическом народе карликов: «…некогда на западном Кавказе жили карлики под названием спи. У них зайцы служили в качестве верховых лошадей, а великаны (иниж) находились на положении рабочих. Жили они со своими лошадьми-зайцами в дольменах (по-черкесски «спун», то есть «жилище карликов»), которые были выстроены для них великанами…»

Картинки по запросу флаг абхазии

Из истории изучения.

На всех горах Абхазии…можно
видеть оригинальные сооружения,
имеющие вид низеньких оград,
грубо сложенных из камней,
без всякого цемента.
Они расположены то в виде четырехугольника,
иногда разделенного еще на отделения,
то в виде неправильного круга.
Часто они находятся в полуразрушенном состоянии».

Н.М. Альбов

Впервые вопросом изучения ацангуаров занялся в далеком 1892 году известный русский ботаник Н.М. Альбов.

Примечательно то, что исходив вдоль и поперек всю высокогорную часть Абхазии (высота, на которой встречаются ацангуары достигает от 2133 до2286 м)  от Бзыби до Ингура, изучив практически все встречающиеся ацангуары  и даже записав одну из версий легенды, ученый пришел к выводу  о том, что никаких мифических карликов на самом деле здесь не было, а каменные сооружения – это ничто иное, как жилища пастухов, проживавших в этих землях сотни лет назад. Стоит заметить, что хоть его версия и не лишена логики и смысла, она все же не объясняет аномально низкую высоту потолка ацангуаров.

В последующие годы различные ученые неоднократно пытались разгадать загадку «оград карликов». Некоторые из них видели в этих каменных строениях  какие-то культовые сооружения. В частности, известный советский археолог М.М. Иващенко считал, что сами ограды могли символизировать солнце…

Интересную версию предложил Н.И. Квезерели-Копадзе – инженер-дорожник по образованию, он утверждал, что ацангуары использовались древними людьми в качестве защиты от снега. Он заметил закономерную близость сооружений к перевальным путям тех времен. Как известно из учебников истории, в период поздней античности Абхазию населяло племя гениохов. Таким образом, именно гениохи и построили, по версии Квезерели-Копадзе, такие своеобразные защитные сооружения. Кроме того, автор не исключал возможности использования этих карликовых оград в качестве оборонительных сооружений на случай нападения вражеских племен.

Касательно времени строительства ацангупров ученые также не пришли к единому мнению. В частности, известный абхазский этнограф Ц. Н. Бжания относил время строительства  к периоду раннего средневековья. Ученый утверждал также, что строили их жители Абхазии, проживавшие в горных ущельях.

Другой ученый-историк, профессор Ш. Д. Инал-ипа, был убежден в том, что строительство ацангуаров началось намного раньше. При этом профессор склоняется к версии о том, что «ограды карликов» все же служили жилищем для древних пастухов.  Следует заметить также, что Инал-ипа  не исключал возможности проживания в этой местности какого-то низкорослого племени, возможно, похожего на африканских пигмеев.

Так или иначе, даже те ученые, кто в какой-то степени согласился с версией о племени карликов, так и не смогли объяснить, что же с ними произошло и почему все племя таинственно исчезло.

Важной деталью исследований, проводимых в высокогорьях Абхазии до начала 70-х годов было то, что ввиду  сложной проходимости ученые, как правило, строили свои гипотезы на основе данных осмотра нескольких отдельно взятых ацангуаров. Первый комплексный анализ всех сохранившихся загадочных сооружений произвел выдающийся ученый, историк и археолог, Ю. Н. Воронов.

В отличие от своих предшественников, Воронов не просто осмотрел постройки, но и произвел тщательные археологические раскопки на месте строительства. Всего за несколько лет ученый выявил и изучил свыше 500 ацангуаров!

Вот как описывает сам автор свои впечатления от этих археологических экспедиций:

«Трудны пути к альпийским лугам Абхазии. Часто не менее дня уходит на то, чтобы из зноя субтропиков через густой лес, по тенистым ущельям и крутым скалистым гребням, перейти в царство прохладных травянистых высот. Гигантские пихты остаются позади, кругом панорамы хребтов и вершин с пятнами белых снегов, вдали морские дали, смыкающиеся с небом, а под ногами узенькая извилистая тропинка, которая уходит то вверх, то вниз, куда-то в сторону, неизбежно приводя к роднику, вблизи которого обычно виден и балаган – деревянный пастушеский домик с навесом. Гостеприимные пастухи вынесут вас кружку мацони (кислого молока) и кружок сулугуни, замечательного горного сыра, и, конечно, расскажут, где здесь красивое озеро, где интересная пещера, а где «ограда карликов»».

Первое, на что обратил свое внимание Ю.Н.Воронов, было  что, сами «…пастухи-абхазы, иногда рассказав легенду о карликах либо выслушав ее от гостей, тут же с веселой ухмылкой добавят: «Никакие это были не карлики, здесь просто раньше тоже пастухи жили»». Стоит заметить, что местные охотники, довольно часто использующие ацангуары для ночлега,  также склоняются к версии о пастухах.

Чем больше археологического материала попадало в руки ученого, чем больше он узнавал и слышал об асангуарах, тем прочнее укреплялся Ю.Н.Воронов в своем убеждении, что никакого мифического племени карликов на самом деле не существовало, а сооружения эти строились древними пастухами и использовались в качестве временных жилищ.

На данный момент, никому не удалось узнать об ацангуарах больше, чем Воронову. С окончания последних проводимых здесь полномасштабных исследований прошло уже свыше сорока лет. Но тайна появления «оград карликов» так и не была раскрыта.

Ацангуары: из чего их строили, где они располагались, некоторые архитектурные особенности.

Как уже упоминалось ранее, строились ацангуары обязательно вблизи рек и лесов. Чаще всего они встречаются в верховьях рек. Еще одной важной деталью при выборе места строительства было наличие материалов для постройки. В частности, Ю.Н.Воронов отмечает, что «…Наиболее значительные комплексы построек обычно возводились вдоль края естественных скоплений и нагромождений крупных и мелких обломков скал, скапливающихся вдоль хребтов под крутыми склонами и обрывами…»

Тщательнейшим образом осмотрев все обнаруженные им ацангуары, ученый выявил важные характерные черты построек: «…Основой каждого такого комплекса является жилое каменное сооружение – «дом пастуха», представляющее собой прямоугольное помещение с полезной площадью от 8 до 20-25 квадратных метров со стенами толщиной до 1.5-2 метрови высотой до1.5 метров, с узким (до 0.4 – 0.5м) входом, перекрытое в древности двускатной или односкатной кровлей…» Интересную деталь об особенностях кровли «оград карликов» рассказывают местные охотники – они утверждают, что их прадеды лично видели сохранившиеся деревянные крыши домиков для пастухов. Вместо черепицы древние люди использовали пихтовое дерево. Дело в том, что пихта прекрасно колется на абсолютно ровные узенькие полоски. При этом дерево достаточно прочное, «выносливое» и, в отличие от других пород древесины, не рассыхается и не гниет. Собрав целую кипу таких тоненьких пихтовых реечек, их аккуратно укладывали поверх каменного сооружения. Остается добавить, что подобный способ укладки крыши зданий и сейчас широко используется повсеместно в Абхазии.

В ходе изучения прилегающих к ацангуарам территорий, Воронов выяснил также, что далеко не всегда «дома пастухов» стояли отдельно, сами по себе. Зачастую вокруг них возводились другие сооружения, использовавшиеся, очевидно, как для личных целей, так и в качестве жилищ для скота. В некоторых местах эти «дополнительные» постройки занимали иногда площадь, превышающую 1500—2000 квадратных метров. Ю.Н.Воронову удалось даже обнаружить целые поселки, т.н. «города карликов».

Что касается особенностей архитектуры старинных сооружений, то здесь в «…постройках жилых помещений применялась кладка насухо – крупные обломки шли в облицовку, более мелкие образовывали толщу стены…» Интересный факт: «…Внутри жилища стены обычно строго вертикальны, снаружи они для устойчивости довольно резко расширяются к цоколю…» Вход в строение, судя по всему, был «визитной карточкой» здания, т.к. при его строительстве использовались самые лучшие и красивые камни. А вот фундамент вовсе отсутствовал – стены ацангупров берут свое начало от поверхности земли.

«Стены хозяйственных пристроек, предназначавшихся для хранения продуктов и инвентаря и для содержания молодняка, сооружались обычно менее тщательно из мелких обломков, в то время как ограды для скота представляли собой ряды больших обломков, достигавших иногда 1.5-2-метровой высоты, что придает этим постройкам очень архаичный, суровый, действительно легендарный облик».

Один из крупнейших «городов карликов» был обнаружен в окрестностях высокогорного озера Мзы, среди множества скал и осыпей. На фоне зеленой травы яркими пятнами выделяются несколько десятков ацангуаров, соединенных между собой многочисленными оградами. Протяженность стен «города» превышает два километра.

Как и везде, здания строились из довольно крупных обломков камней, без использования раствора. Любопытная деталь – ночевавшие в ацангуарах охотники утверждают, что сквозь щели между камнями пробиваются сильные порывы ветра. Иными словами, «домики карликов» очень хорошо «продуваются». Охотники отмечают, что спать в них очень холодно, поскольку даже летом в ночные часы температура на этих высотах довольно низкая. Если добавить к этому сильный ветер, то остается лишь гадать, как эти древние пастухи, охотники или карлики – т.е. те, кто здесь жил, могли выносить такой холод и почему не спустились ниже или хотя бы не использовали при строительстве раствор, чтобы заделать щели.

Возвращаясь к «городу карликов», приведем выдержки из дневника Ю.Н.Воронова: «…В помещения ведут узкие входные проемы. Изнутри у входа располагалось кострище, глубже у стен были деревянные нары, где ночевали пастухи. В одном из жилищ, в щелях между камнями, образовавшими вход, были обнаружены застрявшие там наконечники стрел. По виду и месту нахождения этих стрел можно сказать, что приблизительно в IX веке жилище подверглось нападению и обстрелу. Это столкновение, возможно, было вызвано тем, что хозяин жилища подозревался в угоне скота соседней пастушеской общины, представители которой заем явились сюда для восстановления справедливости…»

Любопытный «городок карликов» обнаружил Ю.Н.Воронов в окрестностях горного массива Рихва. Отличительной чертой здешних ацангуаров является непривычная толщина стен – кое-где она достигает2.5 метров. Массивные плиты, высотой до1.8 метраоформляли дверные проемы. Для дополнительной защиты сооружений с вершины серпантином тянулись каменные ограды.

К числу необычных ацангуаров можно отнести также обнаруженный комплекс зданий в районе села Аибга, в верховьях реки Беш. Воронов отмечает: «…вдоль подошвы огромной осыпи из камней и мелких скал протянулась линия развалин жилых, хозяйственных и заградительных построек. Стены их кое-где сохранились на высоту до двух метров. В одном месте нависла огромная глыба скалы, которую древние пастухи использовали под жилье, возведя каменные стены по контуру защищенного сверху пространства. А рядом видны две глыбы, которые, столкнувшись вершинами, образовали глубокую нишу. И здесь тоже поработали древние строители, возведя дополнительную стену с узким входным проемом…»

Ацангуары —  это те же кромлехи?

Интересное наблюдение сделали ученые, исследовавшие окрестности ацангуаров. В нескольких местах были обнаружены, помимо традиционных сооружений, несколько кругов, опоясывавших постройку по внешнему контуру. Некоторые ученые связали эти каменные круги с кромлехами, таким образом, предположив, что сами ацангуары могли являться культовыми постройками древности.

Следует отметить, что версия эта не получила должного распространения, ввиду своей несостоятельности: дело в том, что высокогорная часть Абхазии, из-за особенностей климата, доступна для проживания лишь в летние месяцы. Если допустить, что ацангуары изначально строились, как сооружения культового назначения, иными словами, являлись старинными храмами, то остается неясным, зачем понадобилось строить такое количество храмов в местах, в которых люди жили не более нескольких месяцев в году, и численность этих людей не была столь высока.

Но все-таки в пределах ацангуаров были найдены некоторые следы культового строительства. К ним можно отнести каменные курганы. Впервые курганы были зафиксированы в 1988 году в урочище Башкапсара. Они представляют собой невысокий холм, при раскопках которого обнаружили осколки бытовой керамики. Ученые сделали предположение о том, что подобные курганы являли собой первые образцы широко распространенных по всех высокогорной части Абхазии вплоть до середины прошлого столетия временные могилы для путников, которые погибли в горах. В культуре абхазов сохраняется своего рода ритуал, «вылавливания души» с последующим перенесением ее к месту захоронения.

Таким образом, после того, как останки несчастного переносили в постоянную могилу, курган превращался в своего рода кенотаф, т.е. становился объектом культового поклонения.  Бытует мнение, что именно курганы, расположенные в пределах ацангуаров, стали прародителями современных кенотафных памятников широко распространенных по всей территории Абхазии.

Еще одна деталь, по которой некоторые ученые делали вывод о принадлежности ацангуар к памятникам культового поклонения – это то, что ориентация входов в некоторых в из них была привязана к востоку. Но проведя глубинный анализ, ученые все-таки пришли к выводу, что изначально каменные сооружения возводились лишь для временного проживания пастухов, а не для проведения культовых обрядов. При этом некоторые из ацангуров, возможно, постепенно приобрели какие-то оттенки культовых сооружений (в целом, преобразование памятников истории и архитектуры Абхазии в сооружения культового значения – явление не новое и весьма распространенно; среди таких сооружений можно перечислить крепость в селе Бзыпта, Мчиштинский наскальный замок, крепость в селе Атара. и проч.). Что касается направленности входов на восток, то об этом ученые, в частности Ц. Н. Бжания, говорят, что «…Эта привычка, по-видимому, связана с культом Солнца, который занимает не последнее место в обрядах седмицы скотоводческого божества Айтар…»

Несколько  слов о быте древних пастухов («карликов»).

Итак, мы выяснили, как выглядели домики древних «карликов», чем  они отличались и где располагались. Как мы уже отмечали ранее, занимались они, главным образом, скотоводством. Иными словами, были пастухами.

В ходе дальнейшего  изучения оказалось, что «…толщина культурных отложений внутри жилых помещений не превышает 15-20 сантиметров». Таким образом, можно сделать вывод о том, что внутренние помещения ацангуаров остались практически в неизменном виде – смена веков, природные явления и жизнедеятельность вновь пришедших поколений никак на них не отразились.

«…По многочисленным керамическим фрагментам можно судить об ассортименте посуды, которой пользовались древние пастухи. Это пифосы (крупные хозяйственные сосуды), одноручные кувшины, миски, кухонные горшки различных размеров…» Помимо вышеперечисленных предметов быта древних обитателей ацангуаров, Ю.Н.Воронов первым среди ученых отмечает также интересный факт: «…Особенное распространение в горной зоне имела так называемая «скотоводческая» посуда, которая изготовлялась из глины с примесями (толченый известняк, раковины, мелко нарезанная солома и т.д. ), выгоравшими при обжиге. При этом стенки сосудов становились пористыми, что вызывало повышенную испаряемость их содержимого и тем самым способствовало длительному хранению молочных продуктов…» Следует отметить, что подобный способ хранения продуктов и сегодня используется в некоторых высокогорных частях Абхазии.

Кроме того, в самих ацангуарах и в близлежащих окрестностях были обнаружены и другие предметы: «…железные ножи, наконечники стрел, кресала для высекания огня, гвозди…» и проч.

Проведенный анализ полученных при раскопках материалов показывает, что все обнаруженные артефакты и их фрагменты датируются VI-Xвв, т.е. периодом раннего средневековья.

В большом количестве найдены кости животных. Из осмотра следует, что состав фауны, характерной для высокогорной части Абхазии сотни лет назад, ничем не отличается от современного: здесь представлены козы, коровы, бараны и лошади. Как и сегодня, почти тысячу лет назад эти стада перегоняли в летний период с равнинной части страны в высокогорную.

К сожалению, ни одного захоронения или даже чего-то похожего на могилу или кладбище ученому выявить не удалось. Ни одной могилы, ни оного скелета – ничего, что могло бы пролить свет на то, как выглядели обитатели этих домиков, как они одевались, во что верили. Создается впечатление, что ацангуары использовались лишь в качестве временных жилищ. Таким образом, версия о мифическом племени карликов теряет свою актуальность. Даже если предположить, что такое племя действительно существовало в Абхазии и было уничтожено Богом за  неповиновение и неверие, остается вопрос: а где же хоронили тех карликов, которые умерли еще до «кары небесной»? Где же их останки?

Как известно, именно анализ могильников дает исчерпывающую информацию о быте, внешнем облике и культуре древних обитателей. Если провести аналогию с Цебельдинской долиной, то там, благодаря анализу множества могильников, удалось восстановить мельчайшие детали быта и нарисовать целостную картину жизни апсилов (цебельдинцев). В нашем случае, за полным отсутствием археологических данных о  захоронениях жителей ацангуаров, ничего конкретного сказать о них не представляется возможным.

Крепость в Псху или зимнее жилище жителей «ацангуаров».

Продолжая начатое исследование, Ю.Н.Воронов посетил самое высокогорное и труднодоступное село в Абхазии – Псху. Лишь сравнительно недавно сюда была проложена дорога, берущая начало от знаменитого минерального источника Ауадхара. Ранее, желающему посетить «Затерянный рай», как называют в народе это село, приходилось подолгу ждать вертолета, либо совершать долгий и изнурительный пешый путь через перевалы.

Здесь, среди живописных пейзажей тихого, глухого селения, «…на оконечности высокого мыса, образованного слиянием рек Бавю и Бзыбь…» ученый обнаружил руины интересной крепости. Вот как он описывает свои впечатления: «…Огороженное стенами пространство представляет собой ровную площадь размером до полутора гектаров, покрытую густым буковым лесом. Стены, хорошо сохранившиеся с севера, востока и запада, возведены из местного камня панцирной кладкой на прочном  известковом растворе. Ворота шириной до 1.4. метра имели снизу каменный порог на уровне выступающего цоколя стены и охранялись сторожевой башней. В восточной части двора видны развалины ряда сооружения, среди которых отметим храм, стены которого возведены из камня и кирпича, а кровля, судя по разбросанным вокруг обломкам, имела черепичное покрытие…»

Проведя тщательный анализ найденных в стенах крепости материалов, ученый приходит в выводу о том, что «…на этом городище когда-то зимовали пастухи, которые летом занимали ацангуары на склонах окрестных гор…» Такой вывод Ю.Воронов делает из того, что здесь им было обнаружено «…множество черепков больших и малых кувшинов, мисок, горшков, полностью совпадающих по форме и орнаментации с посудой в ацангуарах…» Кроме того, совпадают также «…фрагменты изделий из камня, металлические шлаки, бусы, кости животных…»

Все найденные предметы ученый датирует VIII-X веками, т.е. периодом «затухания» в Абхазии отгонного скотоводства. Очевидно, село Псху на тот момент стало одним из мест сосредоточения почти уже изжившего себя явления, о чем свидетельствуют весьма плотные слои обломков изделий, составлявших быт древних обитателей.

Эволюция «ацангуаров».

Подводя итог нашего исследования, давайте вспомним, что мы выяснили: загадочные каменные сооружения, выложенные из обломков скал без применения какого-либо раствора, встречаются практически во всей высокогорной части Абхазии. Обязательными условиями для строительства  «оград карликов», т.е. ацангуаров, были наличие воды и леса, а также строительного материала (любой человек, однажды побывавший на больших высотах, знает, что высоко в горах из-за разницы в атмосферном давлении масса предметов воспринимается иначе. То, что кажется довольно легким на небольших высотах относительно уровня моря, может показаться в несколько раз тяжелее на большой высоте. Иными словами, перетаскивать даже небольшие, сравнительно легкие строительные материалы на таких высотах – задача не из приятных и уж точно не из легких).

Занимались жители ацангуаров разведением и перегоном скота, о чем свидетельствуют многочисленных останки животных, найденные как в самих ацангуарах, так и в близлежащих окрестностях.

О самих обитателях мы выяснили, что они были невысокого роста, жили иногда целыми общинами и, очевидно, не боялись холода, т.к. «ограды карликов» сильно продувались ветрами. Никакой информации о том, как они выглядели, во что одевались, какова была их культура и во что они верили выяснить до сих пор не удалось. Мало того, ни одного могильника тех самых мифических карликов на сегодняшний день обнаружено не было. Остается загадкой, куда и почему они исчезли. Если, конечно, это был целый народ, как рассказывает легенда.

Теперь давайте разберемся, как развивалось строительство ацангуаров с течением веков. Итак, по сведениям Ю.Н.Воронова, начало возведения домиков пастухов (как называет их ученый) приходится на период княжества абазгов, т.е. VI-VIIIвв. Воронов подчеркивает, что обитателями «оград карликов»  были вовсе не карлики, а обычные люди, населявшие Абхазию того времени. Очевидно, на тот момент рост их сильно отличался от нынешнего. Так или иначе, эти люди активно занимались скотоводством и использовали постройки, известные сегодня как ацангуары, при длительном перегоне скота в летний период.

В VI-VIIIвв. перегон скота не был редким явлением. «…Затем центр государственности переместился на восток. Абхазия превратилась в провинцию Грузинского государства. Это повлекло за собой упадок местного отгонного скотоводства…» Таким образом, домики для пастухов потеряли свою значимость. В высокогорьях Абхазии не только не строятся новые домики, но даже не используются старые (за исключением, быть может,  охотников, которые остаются в них на ночлег).

По словам Ю.Воронова, «…Утверждение новой, более прогрессивной специализации хозяйства входило в комплекс важнейших предпосылок, обеспечивших возникновение и расцвет первого на этой территории государства – Абхазского царства VIII-X веков…»

Очередной виток в развитии отгонного скотоводства появляется лишь в начале прошлого столетия. Именно к этому периоду относится строительство новых, «современных» домиков пастухов. Надо сказать, что некоторые детали их строительства заимствованы у «ацангуаров». Например, способ укладывания крыши (пихтовые прутья), наличие деревянных нар и т.д.

Подводя итог своему исследованию, и объясняя феномен образования мифа о целом народе карликов, некогда проживавшем на территории высокогорной Абхазии, Ю.Н.Воронов утверждает:  «…В XII-XV веках народные представления о многочисленных постройках в высокогорьях Абхазии как о жилищах пастухов были полностью изжиты, а взамен создан миф о карликах, занимавшихся строительством оград…»

Остается добавить, что, несмотря на множество найденных при раскопках материалов, с учетом глубинного анализа как самих ацангуаров, так и их окрестностей, Воронову, как ученому, проведшему самое масштабное исследование ацангуаров в истории, так и не удалось объяснить аномально низкую высоту потолка каменных помещений . Иными словами, даже если предположить, что никакой мифический народ на самом деле не существовал, а в сооружениях проживали абхазские пастухи, то остается неясным, почему несколько сотен лет назад их рост на превышал полутора метров (кстати сказать, именно такой высоты достигают и широко известные в Абхазии с древнейших времен высокогорные жертвенники, строившиеся в честь духа Гор и расположенные на вершинах самых высоких гор страны). А если превышал, то зачем нужно было возводить сооружения таким образом, что встать в полный рост в них удавалось лишь ребенку? Получается, что все пастухи, проживавшие в VI-VIII веках в Абхазии были карликами? И куда они делись? Не говоря уже о том, что никаких массовых захоронений низкорослых людей на территории Абхазии до сих пор обнаружено не было… Так может все-таки есть какая-то правда в старинной легенде?