Битва при Кадеше . Кадешский Вечный мирный Договор

Битва при Кадеше . Кадешский Вечный мирный Договор

1. Уникальность Битвы при Кадеше состоит в том , что это было последнее крупное сражение 1й Мировой войны Бронзового века. 2я Мировая ( Троянская война ) разрушила Древний мир. В конфликт были втянуты все пять древних Супердержав

Из переписки царских особ , найденной в Хаттусе и Тель - Амарне , стало ясно что в Древнем Мире существовало 5 Великих Царей и 5 Супердержав . 5древних Православных церквей , упомянутых Вселенскими Соборами , связаны с данными супердержавами. Каждый из данных Царей обладал особым символом и одним из драгоценных камней : Хеттия - бриллиантом , Израиль и Вавилон - сапфиром , Сирия - рубином , Египет - изумрудом и Эгеида - александритом , который менял цвета .

Архаичные люди

регулы ( драконы )

эльфы ( денисовцы )

церберы ( подземные люди )

орки ( неандертальцы )

рукокрылы 

Сирия имела самые крупные Восточные базары , получала товары из Индии , имела глобальное значение для Мировой экономики. И в Индии , и в Сирии ученые находят изображения Грифонов - эмблемы регулов. Кадеш принадлежал хеттам , именовавшим себя орами , орками , или арийцами. Дать им бой вознамерились египтяне , эльфы ( денисовцы ) .  Израиль и Финикию контролировал Египет. Наемники " народов моря " из Эгеиды ( рукокрылы  ) бились и за тех , и за других.

2. Битва при Кадеше тщательно задокументирована источниками с обоих сторон конфликта.

3. Битва при Кадеше стала источником творчества - Поэма Пентаура , изложена на стенах Луксора , Рамессеума , Абу - Симбела и Абидоса .

4. Кадешский Вечный Мирный договор - первый известный в своем роде. Его копия хранится в штаб-квартире ООН ( Нью - Йорк )

5. Битва при Кадеше имела влияние на дальнейшие сотни лет истории.

1. Битва при Кадеше 

Египтяне вели с хеттами борьбу за господство в Передней Азии. Стратегический план египтян заключался в том, чтобы овладеть финикийским побережьем, устроить в нем базы и наладить морскую коммуникацию – наиболее удобное сообщение с Египтом. В результате первого похода эти задачи были решены: на финикийском побережье египтяне построили город, который стал прочной опорой и базой египетского флота. Дальнейшая задача заключалась в том, чтобы вторгнуться вглубь Сирии, нанести поражение хеттам и утвердиться там. Для этого Рамсес II собрал большие по тому времени силы – по некоторым данным, не менее 20 тысяч воинов. В состав египетского войска входили наемники, навербованные в Нубии, и даже выходцы из Сардинии (шардены). О шарденах фараон говорил, что он взял их в плен. Вполне возможно, что это были сардинские пираты, захваченные в дельте Нила.

Инициатива развязывания большой войны принадлежала в данном случае египтянам: "чтобы положить конец хеттским захватам", Рамсес II весной 1312 г. до н.э. повел свою армию в Азию. Перед военной кампанией молодой фараон завершил военные преобразования своего отца, доведя численность армии за счет новых наборов в Египте и вербовки наемников до небывалой цифры – 20 тысяч человек. Они были разделены на четыре корпуса.

Рамсес собрал «свою пехоту, свои колесницы и шарденов». Все войско он разделил на четыре отряда, которые получили названия по имени богов:

- Амон (командиром был cам Рамсес)

- Ра

- Птах

- Сет

Поход египтян в Сирию и бой под Кадешем в 1312 г. до н.э.
Поход египтян в Сирию и бой под Кадешем в 1312 г. до н.э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Именно в таком походном порядке египетские войска благополучно пересекли Синайский полуостров, прошли Палестину и вторглись в Сирию. Сам фараон возглавлял головной корпус. Разведка докладывала, что противника впереди нет. Ее сведения были подтверждены двумя перебежчиками, которые сообщили, что хеттский царь Муваталлис отступил на несколько десятков километров к северу от города Кадеша. У Рамсеса возник замысел с ходу взять Кадеш.

Египетские войска растянулись на марше на много километров. Впереди двигался корпус Амона, в двух километрах от него шла армия Ра, еще в семи – армия Пта, и замыкал походный порядок арьергард, состоявший из корпуса Сета. Рамсес II двигался по направлению к Кадешу, навстречу своему врагу. Но хеттов не было видно. Пока Рамсес растерянно обсуждал положение со своими военачальниками, Муваталлис действовал по заранее намеченному плану. Отправил в лагерь египтян двух шпионов, которые выдали себя за дезертиров и сообщили, будто хетты, устрашенные могучей армией фараона, отступили далеко на север. Когда фараон очутился под Кадешем, имея при себе лишь соединение Амона и личную гвардию, шасу убедили его в том, что хетты находятся в 200 километрах от Кадеша, около современного Алеппо. Фараон поверил шасу и пренебрёг собственной разведкой. После долгого марша по пустыне авангард Рамсеса разбил лагерь у Кадеша и стал ждать подхода остальных сил. Ночью хетты, находившиеся совсем недалеко, перешли реку Оронтес, отделявшую их от египтян, и атаковали уже подходивший к лагерю корпус Ра. После недолгого боя хетты разбили растянувшийся на марше корпус, используя численное преимущество, усталость египтян и внезапность атаки, которые позволили им одержать победу почти без потерь. Воины корпуса Ра, среди которых были и дети самого Рамсеса, были перебиты почти полностью, спастись удалось лишь немногим из них.

 

Несмотря на столь неудачное начало битвы, Рамсес вывел всех имеющихся у него в распоряжении бойцов на равнину. У египтян было преимущество в наличии копьеносцев, которые у большинства армий древности строились строем, напоминавшим эллинскую фалангу. У хеттов в этом бою копьеносцев не было, что сыграло на руку египтянам, ведь вооружение хеттов было лучше, чем у египтян (хетты умели делать железные доспехи и оружие, причём изготовление железа являлось государственной тайной, в то время как в египетской армии металлические доспехи среди пехотинцев распространены не были), и будь в том бою у хеттов копейщики, они бы, скорее всего победили.
Пока Рамсес строил войско к бою, 2500 хеттских лёгких пехотинцев и три сотни воинов на колесницах захватили лагерь египтян и начали его грабить. Тем временем подошло ещё несколько египетских отрядов, и Рамсес, наведя порядок среди начавших было паниковать солдат, начал атаку. Занятые грабежом хетты были застигнуты врасплох, разбиты и сброшены в реку.

Царь хеттов Муваталли, видя, как на противоположном берегу реки гибнут его воины, бросил в бой пятьсот колесниц и четыре тысячи пехотинцев. Но Рамсес лично возглавил атаку. Завязался бой, в котором важную роль играли колесницы. Так как местность была не слишком ровная, преимущество имели более лёгкие египетские колесницы. К тому же египетские воины, стоящие на колесницах, были вооружены луками, что позволяло поражать врага издалека и избегать лишних передвижений на неровной местности, на которой колесницы могли сломаться. Лишь немногие хеттские колесницы доехали до отрядов египтян, большинство или сломались, или повернули обратно, или все их экипажи были перестреляны египетскими лучниками. Вскоре на равнине закипел бой уже пеших воинов. Хотя у хеттов были лишь лёгкие пехотинцы и немного оставшихся колесниц, они смогли биться на равных с войском Рамсеса, имевшем в своём составе колесницы, копьеносцев и лёгких пехотинцев. Но хеттское войско было многочисленнее, организованнее и сплочённее, к тому же хетты отличались храбростью и вооружение у них было лучше. Рамсес отвёл колесницы в тыл, причём стрелки на египетских колесницах расстреливали любого египтянина, посмевшего бежать с поля боя. К вечеру обе армии с огромными потерями отступили.

В техническом плане, не имея возможности вести осаду Кадеша, Рамсес отступил на юг к Дамаску и в итоге в Египет. Там Рамсес объявил о том, что одержал большую победу, хотя в действительности ему удалось только спасти свои войска. Но в личном плане это сражение стало триумфом для Рамсеса II, который смог объединить своих воинов и переломить ход битвы, избежав при этом плена и смерти
Хеттские записи дали совсем иную оценку, по которой Рамсес отступил от Кадеша из-за своего поражения. Современные историки пришли к заключению, что сражение стало ничьей, при моральной победе египтян, которые развили новые технологии и провели перевооружение. Стратегически победу одержал Муваталли II, потеряв значительную часть своих колесниц, но удержав за собой Кадеш и прилегающие территории.

2. Кадешский Вечный мирный Договор

«Идея мирного сосуществования двух сверхдержав, выраженная в этом договоре, — отмечает немецкий историк Ева Канцик-Киршбаум, — совершенно нова. Для Хеттской державы характерна странная смесь древневосточных традиций и ультрасовременных идей. Ничего похожего мы не найдем в тогдашнем мире». Договор действовал вплоть до падения Хеттской державы. Его текст сохранился на египетском и аккадском языках — в то время последний был языком международной дипломатии. Копия этого договора хранится сейчас в Нью-Йорке, в здании ООН, как символ стремления народов к мирному сотрудничеству на договорной основе.

Этот договор стал образцом для всей древневосточной дипломатии. Даже завет, заключенный Иисусом Навином с народом Израиля (Ветхий Завет), составлен по образцу светских договоров того времени. Вначале упоминаются участники соглашения и излагается его предыстория. Затем рассказывается, как отныне должны вести себя участники договора. Египтянин и хетт заключали договор, «чтобы был добрый мир и доброе братство между нами вековечно: он в братстве со мной, и я в братстве с ним, в мире с ним вековечно... И не случится вражды между нами вековечно. И не на па дот правитель хеттов на землю Египетскую вековечно» (пер. Н. С. Петровского). Такой же вековечный мир обещан всему народу Израиля, если не посягнет он на владения Господа: «Служите Ему в чистоте и искренности, отвергните богов, которым служили отцы ваши... а служите Господу» (Нав 24, 14). Затем перечисляются отдельные положения договора: «Если выступит другой враг против земель... великого властителя Египта...», «Если же выступит другой враг против земель правителя хеттов...», «Если же выступят подданные правителя хеттов против него...», «Если вы оставите Господа и будете служить чужим богам...» (Нав 24, 20). Затем следует перечень свидетелей. В одном случае это египетские и хеттские боги, призванные в свидетели. В другом случае — «вот, камень сей будет нам свидетелем, ибо он слышал все слова Господа, которые Он говорил с нами [сегодня]» (Нав 24, 27). Наконец, следуют магические формулы и проклятия.

Серебряные пластинки, на которых был записан договор между хеттами и египтянами, теперь утеряны. Текст договора сохранился лишь на глиняных табличках, найденных в Богазкёе, а также в надписях на стенах Карнакского храма и заупокойного храма фараона в Фивах — Рамессеуме. Обе редакции совпадают по содержанию и разнятся в небольших, но важных деталях. Так, египетские писцы упоминают первым «великого властителя Египта, могущественного», а хеттские писцы — «царя хеттов Хетесера [Хаттусили], могущественного». Хаттусили диктует: «Смотри, вступил Хетесер, правитель хеттов, в договор с Усермаатра-Сетепенра [Рамсесом], великим властителем Египта». Рамсес диктует с точностью до наоборот. Договор представляет собой, во-первых, пакт о ненападении, а во-вторых, договор о военном сотрудничестве в случае нападения на одного из союзников «другого врага». Договор гарантирует мир и безопасность всем странам Леванта. Значительная часть его текста представляет собой соглашение о выдаче государственных преступников — перебежчиков, будь то знатные люди либо люди, «которых не знают [люди незначительные]».

Тринадцать лет спустя договор был скреплен брачными узами — женитьбой фараона Рамсеса на хеттской царевне Наптере, ставшей его главной женой. К этому времени Хеттская империя находилась на вершине своего могущества. Недаром в египетских надписях так сказано о прибытии невесты: «Хозяин дворца был рад, когда узнал об этом необычайном событии, подобного которому в Египте совершенно не было известно. Он выслал войско и знатных людей, чтобы они ее тотчас встретили». Воистину свадьба Рамсеса и Наптеры стала одним из крупнейших празднеств того времени: «Дочь великого царя хеттов прибыла в Египет. Пешие воины, конные воины и знатные люди его величества сопровождали ее, смешавшись с пешими воинами, конными воинами и людьми знатными страны Хатти... Все люди страны Хатти смешались с людьми Египта. Они сидели и пили вместе. Они были единодушны, как братья и сестры, и ни один не питал злобу против другого. Мир и дружба были между ними». В таком же эпическом стиле описывается сама невеста: «И тут увидел его величество, что ее лицо прекрасно как лицо богини. И было это великим, удивительным событием, великолепное, неведомое прежде чудо, подобного которому никто и поведать не мог, подобного которому не найти в письменах предков... Он [фараон] полюбил ее больше, чем всех других, чем все прекрасное, что даровал ему отец [бог] Птах... Это было непостижимое, неведомое чудо, что привел в Египет его отец Птах».