Мальчик с крестом ( 1978 )

Рассказы и Новеллы Просмотров: 577

Крестовые походы

Государства крестоносцев

Четвертый крестовый поход ( 1202 - 1204 )

1204 , крестоносцы, захватив столицу христианского государства Константинополь, предали его огню и мечу. Многие жители города были убиты. В огне пожаров погибли прекрасные произведения античного искусства, богатейшие библиотеки. Крестоносцы вывезли из города несметные богатства. Это событие сильно опорочило папскую идею «священной войны» на востоке. И все-таки в народе не совсем угасла смутная надежда на то, что бог будет милостивее к беднякам, если удастся отвоевать Иерусалим у «неверных». Это представление по-прежнему усердно поддерживали священники и монахи в своих проповедях. Церковники не прочь были погасить усиливавшееся недовольство и ропот крепостных против их сеньоров с помощью новых крестоносных предприятии.

Клим Жуков о крестовых походах, часть 8: четвертый крестовый поход из Венеции в Константинополь

Крестовый поход детей ( 1212 )

Май 1212 , в аббатство святого Дионисия в Париже пришел неведомо откуда 12-летний мальчик-пастушок Этьен. Он объявил, что послан самим богом возглавить поход детей против «неверных» в «святую землю» (так называли тогда Палестину). Затем этот мальчуган пошел по деревням и городам. На площадях, на перекрестках дорог, во всех людных местах он произносил пылкие речи перед толпами собиравшихся людей, призывая своих сверстников готовиться в путь ко «гробу господню». Он говорил: «Взрослые крестоносцы — дурные люди, жадные и корыстолюбивые грешники. Всесильный господь не желает даровать грешникам победу над своими врагами. Милость божью могут заслужить только безгрешные дети. Безо всякого оружия им удастся освободить Иерусалим из-под власти мусульман. По велению божьему море расступится перед ними, и они перейдут по сухому дну, подобно библейскому герою Моисею, и отберут у неверных «святой гроб». Сам Иисус Христос приходил ко мне во сне и открыл, что дети избавят Иерусалим от ига язычников». Для большей убедительности мальчик поднимал над головой грамоту. «Вот письмо, — утверждал он, — которое дал мне Спаситель, поручив предводительствовать вами в заморском походе во славу господа». Тут же, на виду у многочисленных слушателей и зрителей, рассказывают летописцы (хронисты), Этьен совершал различные «чудеса»: он будто бы возвращал зрение слепым и исцелял калек от недугов одним прикосновением рук.

За пастушком Этьеном двинулись 30 тыс. детей. Они прошли Тур, Лион и другие города, кормясь милостыней. Папа римский Иннокентий III ничего не сделал, чтобы остановить этот безумный поход. Напротив, он заявил: «Эти дети служат укором нам, взрослым: пока мы спим, они с радостью выступают за «святую землю». По пути к детям примкнуло немало взрослых крестьян, бедных ремесленников, священников и монахов, а также воров и всякого преступного сброда. Нередко эти грабители отбирали у детей продукты и деньги, которые им подавали местные жители. Наконец толпы крестоносцев достигли портового города Марселя. Здесь все тотчас бросились к пристани, ожидая чуда, но, конечно, море перед ними не расступилось. Зато нашлись два торговца, которые предложили перевезти крестоносцев за море ради успеха «дела божьего». Детей погрузили на семь больших кораблей. Недалеко от берегов острова Сардиния суда попали в бурю. Два корабля вместе со всеми пассажирами пошли ко дну, а остальные пять были доставлены корабельщиками в гавани Египта, где детей продали в рабство.

В одно время с французскими детьми в крестовый поход пустились 20 тыс. немецких ребят. Их увлек 10-летний мальчик по имени Николай. Толпы юных немецких крестоносцев из Кёльна двинулись вдоль Рейна на юг. С трудом дети перешли Альпы: от голода, жажды, усталости и болезней две трети их погибли ; остальные кое-как добрались до итальянского порта Генуя. Правитель города, решив, что приход такого множества детей не иначе, как козни врагов Генуэзской республики, приказал крестоносцам немедленно убираться прочь. Измученные дети отправились дальше. Только небольшая их часть достигла города Бриндизи. Вид оборванных и голодных ребятишек был настолько жалок, что местные власти воспротивились продолжению похода. Юным крестоносцам пришлось возвращаться домой. Большинство их погибло от голода на обратном пути. По свидетельству очевидцев, трупы детей многие недели валялись неубранными на дорогах. Уцелевшие крестоносцы обратились к римскому папе с просьбой освободить их от обета крестового похода. Но папа согласился дать им отсрочку лишь на время, пока они достигнут совершеннолетия.

1230 , во Францию прибыл священник с Востока, поведавший о том, что приключилось с отбывшими из Марселя юными паломниками. По его словам, он был одним из молодых священников, шедших с Этьеном, и вместе с ним погрузившимся на предоставленные купцами суда. Два из семи кораблей попали в бурю и вместе с пассажирами пошли ко дну вблизи острова святого Петра (Сардинии), остальные вскоре оказались окруженными сарацинскими судами из Африки. Пассажиры узнали, что их доставили на это место по предварительно заключенной сделке, чтобы продать в рабство. Корабли прибыли в Алжир. Многих детей купили сразу же местные мусульмане, и они провели остаток своей жизни в неволе. Других (включая молодого священника) отвезли в Египет, где за франкских рабов давали более высокую цену. Когда корабли прибыли в Александрию, большую часть человеческого груза приобрел губернатор для работы на своих землях. По словам священника, около 700 из них были еще живы. Небольшую партию доставили на невольничьи рынки Багдада, где 18 юношей, отказавшись перейти в ислам, приняли мученическую кончину. Молодым священникам и тем немногим, кто знал грамоту, повезло больше. Губернатор Египта – сын Аль-Адиля Аль-Камиль – проявлял интерес к западной литературе и письменности. Он купил их всех и держал при себе как переводчиков, учителей и секретарей, не пытаясь обратить их в свою веру. Они жили в Египте во вполне приемлемых условиях, и в конце концов этому священнику позволили вернуться во Францию. Он рассказал родителям своих товарищей по несчастью все, что знал, после чего канул в неизвестность. Более поздние источники отождествляют двух преступных марсельских работорговцев с двумя купцами, которых несколькими годами спустя обвинили в участии в заговоре сарацин против императора Фридриха II на Сицилии. Таким образом, согласно народной памяти, оба окончили свои дни на виселице, заплатив за свое гнусное преступление.

Мальчик с крестом ( 1978 )

© Лазарев - Парголовский В.

В конце мая 1212го года , в аббатстве святого Дионисия , что лежит в окрестностях Парижа , послышался протяжный звон колокола. Тот , кто в данный вечер явился на площадь перед монастырем , запомнил сей денек на всю свою грешную жизнь.

Рассказ будет добавлен в ближайшее время.