Тотемные классификации аборигенов Австралии

Брэнды и Тотемы Просмотров: 2952

Тотемные классификации аборигенов Австралии

У многих племен в разных частях Австралии встречается любопытное усложнение, или дальнейшее развитие, тотемических верований: каждый род считал себя связанным, помимо своего основного тотема, ещё с целым рядом дополнительных тотемов, или «субтотемов», которые рассматривались как «принадлежащие» ему. Количество «субтотемов» могло быть неограниченным и иногда доходило до того, что буквально весь мир был как бы распределен между человеческими группами, Люди представляли себе известную таинственную связь между самими тотемами. Например, у племени буандик каждому тотему был подчинен целый ряд животных, растений и явлений природы: тотему Пеликана — собака, черное дерево, огонь, мороз и пр.; тотему Неядовитой змеи — рыбы, угри, тюлени, бумажное дерево и пр.; тотему Чайного дерева — утка, валляби, сова, рак и пр.

Трудно решить, на каком основании австралийцы так группировали предметы внешнего мира. О только что упомянутом племени буандик описавший его Стюарт в своем письме к Хауитту сообщал: «Все это выглядит очень произвольно. Я напрасно пытался найти какую-либо причину для этой классификации. Я спрашивал: к какому делению принадлежит бык (животное, прежде незнакомое туземцам)? После паузы получался ответ: он ест траву, он Буртверио (чайное дерево). Я тогда говорил: рак не ест травы, почему он Буртверио? Тогда выступал постоянный для всех затруднительных вопросов мотив: так говорили наши отцы».

У многих племен «субтотемы», т. е. всевозможные предметы природы, распределены были между фратриями, которые прежде, несомненно, были первичными родами. В таких случаях получалось какое-то генеральное деление всей природы пополам. Так, например, исследовательница Дэзи Бэтс пишет о племенах юго-западной Австралии, что у них две фратрии, или «первичных класса», Вордунгмат и Маничмат, «делят между собой все предметы природы, и всякое живое существо и всякое дерево, корень или плод есть ной-юнг, или нгун-нинг (слова, обозначающие соответственно людей своей или чужой фратрии)». Точно так же Мэтьюз сообщает о племенах Дарлинга, что у них все существующее поделено между двумя фратриями. Еще Файсон получил от одного из своих корреспондентов следующее известие о жителях цорта Маккай (Квинсленд): «Все в прирое, по их мнению, поделено между классами (фратриями). Ветер принадлежит одному, дождь другому. Солнце есть Вутару, луна Юнгару. Звезды поделены между ними, и если указать на какую-нибудь звезду, они скажут вам, к какому делению она принадлежит».

Распределение предметов природы между человеческими группами было связано с разными сторонами жизни. Например, в Квинсленде те или иные виды дичи нередко рассматривались как «законная» охотничья добыча тех родов, которым они принадлежали в качестве субтотемов. У племени юалайи считалось, что тотемические группы «владеют» теми или иными явлениями природы. Например, говорили, что члены рода валляби не могут утонуть, так как все реки — их субтотемы.

Главный тотем, однако, обычно не смешивался с субтотемами и резко выделялся из их числа. Только в одном месте, на северо-западном побережье, у кариера и соседних племен, дело обстояло иначе: там у каждой группы (рода) имелось по нескольку, от четырех до восемнадцати, тотемов, из которых ни один не выделялся как главный; все тотемы принадлежали одинаково всему роду в целом и каждому его члену в отдельности. Например, одному из родов принадлежали тотемы: белый какаду, мартовская муха, раковина пира, рыба мангабуга, рыба ятумба и радуга — всего шесть; другому роду принадлежали восемь видов рыбы, змея, личинка «кабивана» и два вида семени, всего двенадцать.