Этеокритский ( минойский ) язык

Эгеида Просмотров: 2656

Этеокритский ( минойский ) язык - язык догреческих народов Крита . Этеокритяне ( гр. истинные критяне ) упоминаются у Гомера.

Памятники

1. Критские иероглифы

2. Фестский диск

3. Линейное письмо А

4. Кипро - минойские надписи

5. Этеокритские надписи греческим алфавитом

Дешифровка

1885, стела Лемноса говорит о близости языка пеласгов и этруссков

1958 , Владимир Георгиев ( Болгария ) считал минойский язык греческим , позже пришёл к убеждению , что это язык хеттов

1960 , С.Дэвис и Л. Палмер - это язык хеттов

1977 , Сайрус Гордон ( США ) - это семитский язык

1980 , Аркадий Молчанов - язык Фестского диска хеттский

1993 , Геннадий Гриневич - язык Фестского диска праславянский

По фрагментам из книги Гриневича Г.С. “Праславянская письменность. Результаты дешифровки”. М.1993 г.:

Загадочный Фестский диск, таинственные этруски стоят в одном ряду с такими тайнами нашей планеты, как статуи острова Пасхи, египетские пирамиды и Атлантида.

Проблему происхождения этрусков и их языка называют иногда “загадкой номер один” современной исторической науки. Этрусские слова “цистерна”, “персона”, “церемония” и ряд других вошли в языки мира. Римлян считают учителями Западной Европы. Учителя учителей - этруски. Но кто они были, на каком языке говорили - это оставалось загадкой.

Оставался и загадкой уникальный письменный памятник - Фестский диск, изготовленный на Крите в XVII веке до н. э., который представляет из себя древнейшую штампованную надпись.

В 1908 году итальянская археологическая экспедиция, работавшая в южной части острова Крит, вела раскопки царского дворца древнего города Феста, где Луиджи Пернье, обнаружил замечательный образец неведомой дотоле письменности.

Это был небольшой по размерам диск из хорошо обожженной глины, имевший диаметр 15,8-16,5 см и толщину 1,6-2,1 см. С обеих сторон его покрывала, подобно причудливому узору, спирально идущая надпись, составленная из множества аккуратно отштампованных на керамической поверхности знаков (первое полиграфическое изделие!).

Знаки объединялись в группы, разделенные вертикальными линиями. В некоторых группах в нижней части строки справа от знака имелся уже знакомый нам косой штрих, аналогичный “вираму” - особому знаку индийской слоговой письменности деванагари. Диск был условно датирован 1700 г. до н.э. - эпохой 3-го среднеминойского периода: к ней же относилась лежащая рядом с диском разломанная табличка линейного письма.

Сегодня этот диск известен многим по эмблемам археологических выставок и обложкам книг. Обстоятельно исследованный, вплоть до химического состава глины, из которого он изготовлен, диск почти 80 лет хранил молчание.

Необычность формы письменного памятника и невозможность его прочтения сделали его символом всего таинственного и загадочного в области древней истории, археологии и лингвистики.

Попыток расшифровать Фестский диск было великое множество. Прочесть его не мог даже Академик Джон Чедвик, опытнейший дешифровщик. Он сказал однажды: “Дешифровка этой надписи остается за пределами наших возможностей”.

23 апреля 1983 г. Геннадий Гриневич, с необыкновенным волнением и подъемом, как он сам говорит, в одну ночь раскрыл тайну века - прочитал загадочные письмена на Фестском диске.Итак что же было написано в XVII веке до нашей эры:

Будем опять жить.

Будет служение Богу.

РОСИЮНИЯ чарует очи.

Никуда от нее не денешься, не излечишься.

Ни единожды услышим мы:

вы чьи будете, росичи, что для вас почести,

в кудрях шлемы; разговоры о вас.

Не забудем Ее мы, в этом мире божьем.

Содержание текста Фестского диска предельно ясное: народ “русичей” вынужден был оставить свою прежнюю землю - “Росиюнию”, где на их долю выпало много страданий и горя. Новую землю “росичи” обрели на Крите. Неизбывная тоска, от которой никуда не деться, не излечиться, наполняет автора при воспоминании о “Росиюнии”.

2005 , Торстен Тимм - языки Фестского диска и Линейного А не отличаются

Книги о минойском языке

1953 , Георгиев В. Проблемы минойского языка

1970 , Кондратов А. Шевронкин В. Когда молчат письмена . Загадки древней Эгеиды

1988 , Молчанов А. , Нерознак В. , Шарыпкин С. Памятники древнейшей греческой письменности

2011 , Яцемирский С. Опыт сравнительного описания минойского , этрусского и родственных им языков