Буян

«На море, на океане, на острове Буяне стоит бел-горюч камень Алатырь, под тем камнем сокрыта сила могучая, и силе той нет конца…». Такими словами начинается большинство древнерусских заговоров. Но о каком же острове идет речь?

Остров Буян

Как гласит главная легенда, приведенная в Голубиной книге, одной из священных текстов славян: Летела мировая уточка над бескрайним морем океаном и несла в клюве волшебный Алатырь камень. Вдруг небольшой камень в ее клюве стал расти. Не удержала его уточка, выронила в море. Но камень, упав на дно моря, все равно продолжал расти. И скоро над водой показался остров Буян. А на нем белая Алатырь гора. На которой, полу конь полу человек Китоврас, по приказу Сварога, отца Богов, выбивал копытом искры, каждая из которых потом превращалась в славянских Богов. Так гласит легенда, а как было на самом деле, неужели действительно существует Алатырь камень, остров Буян и в каком море на Земле следует искать это таинственное место?

Долгие годы считалось, что Буян — вымышленный остров, однако в последнее время историки и этнографы высказывают иное мнение. Дело в том, что в древности славяне и родственные им племена и народы селились вокруг Балтийского моря. Похоже, бел-горюч камень Алатырь — это не что иное, как янтарь, который в огромном количестве добывается именно в Прибалтике. А в Восточной Германии есть остров со странным названием — Рюген. Или, как его именовали в древности — Руян. В зависимости от произношения это слово могло звучать и как «Буян». Но не только названием это место напоминает таинственный остров из сказок. Ведь берега острова Рюген буквально усеяны белыми скалами.

ХРАМЫ АРКОНЫ

Оказывается, именно на Рюгене до 1168 года находилось главное русское святилище — легендарный город Аркона. В нем были установлены каменные храмы всех славянских богов и, прежде всего, главного божества, воплощения Рода — Свентовита (или Святовита), чье имя в переводе на современный язык означает «непобедимый свет» или «свет-победитель». Сам бог символизировал собой силу, красоту и чистоту — как внутренние, так и внешние.

Удивительно, но в X — XII веках все побережье Балтийского моря знало о Рюгене и его жителях — славянском племени ранов. Как писал Адам Бременский, северогерманский хронист, каноник и схоластик, это было сильное, смелое, независимое и очень воинственное племя, к мнению представителей которого прислушивались не только славяне, но и практически все европейские народы, так как считалось, что раны напрямую общаются с богами.

Об острове Рюген, как о центре славянской религии и культуры, упоминают Славянская хроника Гермольда, латино-германского летописца, «Деяния данов» — хроника датского историка XII столетия Саксона Грамматика, исландская Книтлинггасага. Практически ни один средневековый автор не обошел своим вниманием Аркону, ведь ее жители слыли жестокими и беспощадными пиратами и колдунами, которые вели бесконечные победоносные войны на всем Балтийском побережье и далеко за его пределами. Недаром их главный бог Свентовит изображался всесильным воином.

ПОБЕДА В ВОЙНАХ

В 1920-х годах немецкий археолог К. Шуххардт после длительных археологических раскопок обнаружил развалины главного храма Арконы, чем подтвердил описания, данные в средневековых источниках. Действительно, балтийские славяне к X веку н.э. населяли территорию современной Германии, Дании, Финляндии, Швеции, Польши, Беларуси, северных районов России, строя там многочисленные города с каменными и деревянными храмами. Причем в Арконский храм за советом к славянским богам приезжали практически все европейские короли, точно так же, как они посещали Дельфийский храм в Греции. Но, по многочисленным легендам, храм Свентовита победу в войнах даровал гораздо чаще, чем его греческий «родственник».

Сам город стоял на высоком скалистом берегу острова, окруженный крепостным валом высотой в 10-13 метров, и сегодня поражающим взгляд паломника. За стенами города находились храмы, посвященные славянским богам, собранным в единый пантеон. Например, Перун изображался там с семью лицами, семью мечами на поясе и одним оголенным мечом в левой руке. Перуна по праву почитали богом князя, его дружины и войны. Следующим по «значимости» был бог о пяти лицах без сабель и мечей, его называли Яровитом, или Ярилой, он олицетворял плодородие. Третьим по «старшинству» шел Руевит, очевидно, бог самого острова, о трех головах и стоящий на правом колене.

Однако главный храм Арконы был посвящен Свентовиту. Богатство и отделка храма пленяли не хуже современных кафедральных соборов. При раскопках около него ученые обнаружили площадь для собраний и жилые сооружения для жрецов храма. В самом храме, сделанном из дерева, было два помещения, в одном из которых, окруженный резными столбами и дорогими занавесями, стоял кумир Свентовита. Он имел четыре лица, обращенные по сторонам света и, очевидно, символизировавшие четыре времени года, его голову украшали чудесные резные кудри. Скорее всего, Свентовит олицетворял сразу все ипостаси бога, остальные божества играли «вспомогательную» роль. Точно так же, как и в современном православии при наличии бога в трех ипостасях существует огромное количество святых угодников.

Вокруг Свентовита располагались его божественные атрибуты — узда, седло его коня, который постоянно присутствовал здесь же, в храме. В левой руке кумир держал лук, а правая была уперта в бок, на бедре же висел огромный меч, оправленный в серебро. Также в храме находилось и знамя, почитаемое превыше воли богов, власти князя или жрецов.